Бог в помощь. Статистика по благотворительности в РФ. Кому жертвуют русские?

Благотворительность в РФ

В преддверии католического Рождества.


Как мы уже показали, религия в США это гигантский бизнес. Абсолютные цифры никто не называет, но даже поверхностный обзор таит поразительные открытия. Мы еще вернемся к этой душераздирающей теме, но вот вопрос – как найти среднее арифметическое для такого рода дел? Одиноки ли американцы в стремлении помочь ближнему своему, используя божественного посредника? Прямо скажем, найти аналогию непросто.

Возьмем, к примеру РФ, ВВП которой отстает от страны победившего капитализма буквально совсем на чуть-чуть, на порядок.

Месяц назад опубликовали интереснейшее исследование о самом закрытом рынке в России – сфере благотворительности.

Согласно этому любопытному документу около 50% взрослого трудоспособного населения страны совершали денежные пожертвования разнообразным благотворительным организациям в 2016 году. В абсолютных числах это соответствует 37 млн. человек.

Характерный и важный штрих: за последние 5 лет (а первое такое исследование проводилось еще в докризисный период) сильно изменилась структура пожертвований.

Если взять последние 2 года, то виден решающий тренд.

По сравнению с прошлым годом увеличилось число людей, работающих волонтерами – 5,4% (в 2015 году 2%), а также тех, кто передавал вещи и продукты в благотворительные организации — 29% (в 2015 году – 27%).

На 7% выросла доля людей, которые помогают конкретным нуждающимся людям (адресная помощь) (37% в 2016, 30% — в 2015 году).

При том, что экономически ситуация ухудшилась по сравнению с 2015 годом и доходы населения упали минимум на 20%, сумма пожертвований возросла. В 2016 году она составила 3856 руб., а в 2015 — 3 300 руб.




Можно говорить о своеобразном благотворительном буме.

Рост «среднего чека», в частности, объясняется тем, что 2016 году в два раза выросла доля жертвующих крупные суммы более 5000 рублей — 31% (15% в 2015). Доля жертвующих небольшие суммы до 1000 руб. сократилась также в два раза — с 31% до 14,5%.

Все большую популярность среди россиян приобретают онлайн пожертвования.

Самый удобный способ пожертвований — СМС сообщения (64% респондентов), а также ящики для пожертвований в супермаркетах и других общественных местах (62%).

За два года в три раза увеличилась доля людей, жертвующих онлайн с помощью банковской карты (с 9% до 31 %). Через электронный кошелек также стали жертвовать в три раза больше: с 6% до 17,5%. Онлайн пожертвования осуществляют люди моложе 45 лет.

Тема детей по-прежнему ключевая, — более 90%. При этом за два года выросло количество тех, кто поддерживает взрослых людей (нуждающихся, инвалидов) – 45% (в 2014 году только 27,5%). Существенно выросла и доля тех, кто помогает пожилым – 30% (16% в 2014 году).

В этом году также расширился спектр социальных проблем, на которые россияне жертвуют средства. Речь идет о таких темах как защита прав, помощь бездомным, защита окружающей среды, развитие местных сообществ и поддержка научных исследований.




А теперь ключевой момент.

Собирают это все на рынке около 100 крупных и нескольких сот мелких благотворителей, но не они делают оборот.

Доля жертвующих этим некоммерческим организациям немного снизилась (23%) по сравнению с данными 2015 года (25,6%). Вместе с тем, немного возросла доля россиян, помогающих религиозным организациям — 37,6% (35% в 2015 году).

Когда-то давно, во времена всеобщего благоденствия, стартовая цифра располагалась ниже 25%-й отметки.

Лидирует православная церковь, но в общем зачете (и в произвольной программе, я уверен) призы берут и действующие на территории России международные религиозные общины.

В отличие от самой захудалой конторки с 1-2 прикрепленными детдомами, с которой просят отчетность, учредителей таскают в суды и ставят на вид, всё касающееся религиозных благотворительных фондов табуировано.

Нет темы – нет проблемы. Есть только сумма в 50 млрд. рублей официальных проводок в сторону РПЦ.




Люди по ту сторону Атлантики не одиноки – у нас тоже любят оставлять дела на Божье совести.