Цифровая политика. Долина денег

Берни Сандерс.

Интересно, а как кузница мировых инноваций голосует на воображаемых президентских выборах?

Прямого ответа на этот вопрос мы не знаем, да и никогда не узнаем. Есть декларации, публично высказанные намерения и намеки всех цветов радуги.

Один из показателей – публичные пожертвования. Кто угодно может стать донором и модные венчуристы здесь не исключение, а правило.

Кандидаты в президенты США сражаются не только на поле воображаемых идей и всенародного признания, но «поднимают раунды инвестиций» точно так же, как и стартапы. Вернемся на некоторое время назад и посмотрим, кто из визионеров увидел-таки будущее.

Крис Сасса

В далеком 2008 году два сенатора от демократической партии участвовали в первичных праймериз. Уже в тот момент несколько президентов технологических кампаний заприметили г-жу Клинтон и поучаствовали в посевном раунде.

Крис Сакка, человек вложившийся в Twitter, Uber и Instagram в то время, когда все это было еще не модно, выдал значительную сумму супруге саксофониста-любителя еще в 2006 году, в самом начале ее большого политического пути.

Марко Рубио

Билл Гейтс и Шерил Сандберг, часть управленческой команды Facebook, оба стали донорами Клинтон в 2007 году еще до того, как серьезно инвестировали в предвыборную кампанию Обамы. Легендарный инвестор Карл Айкан, ныне делающий беззастенчивые комплименты Трампу, был одним из тех, кто вел за руку экс-первую леди всю дорогу через тернии не слишком запоминающегося сенаторства к нынешнему тронному забегу. Первое его вложение датирует аж 2004 годом.

Рон Пол

Считается, что Кремниева Долина мыслит категориями политического баланса и маневрирует между различными силами «Белого Дома». 2016 год показал некоторое охлаждение к кандидатуре Клинтон. К примеру, Илон Маск, уверенно агитирующий «рублем» за нее еще в мае 2015 года, переключился в середине избирательного периода на Марка Рубио (российской публике практически неизвестного).

Это общая тактика для многих фигур Долин: вся яйца в одну корзину не кладут. Шон Паркер, основатель Napster, сделал ставку в $298 тыс. на Клинтон, а также вложил сопоставимые суммы в уже упоминавшегося Марко Рубио и Рона Пола.

Шон Паркер

Сухиндер Синг Кессиди, одна из немногих успешных на протяжении многих лет женщин-предпринимателей Долины, пошла дальше и расположила у себя дома штаб по сбору пожертвований в пользу слабого пола нынешней президентской гонки.

Шервин Пишевар, рискнувший с Uber в тот момент, когда самая дорогая компания в мире состояла из 2-х человек, устроил в начале 2016 года ужин с участием Клинтон. В посиделках принял участие также Джордж Клуни и его жена Амаль. Места за столом стоили скромные 350 тыс. долларов. История получила широкую огласку, потому что Клуни месяцем позже в одном из интервью назвал всю эту затею «неприличной».

Шервин Пишевар

В 2016 году они стали более сдержаны в своих посулах.

В то же самое время ни Сандерс, ни Трамп не заслужили даже упоминания о потенциальной поддержке со стороны акул венчурного бизнеса.

Берни Сандерс своим неистребимым идеализмом привлек кошельки наемных работников Калифорнии. По подсчетам Crowdpac технический персонал в 5 раз чаще жертвовал свои доллары записному либералу, чем Клинтон.

Ряд серьезных людей продолжают до последнего времени придерживаться воинственного нейтралитета. По крайней мере публично.

Тим Дрейпер, 10 лет назад вкладывавший огромные суммы в республиканцев, заявил, что вот уже несколько лет не видит персоны, способной его представлять.

По мнению завзятого либертарианца, никто из нынешних претендентов не говорит о по-настоящему важных вещах: e-government, basic income и Blockchain. Мы скромно отметим, что эти предметы в последнее время полюбил отходящий вот уже год от дел Обама.

Шервин Пишевар и Клинтон

У республиканцев вообще в этом цикле не задалось с кампанией в среде маржинальной публики. Марко Рубио, проглотив немалые вложения Ларри Эллисона и дюжины других доноров с альпийских вершин калифорнийского побережья, благополучно покинул гонку.

Тед Круз и Карли Фьорина, пользовавшиеяся заслуженной популярностью, также выбыли из числа претендентов на президентское кресло.

К примеру, Питер Тиль сначала выдавший $2 млн. Фьорина вынужден был доложить еще $2,6 млн. Рону Полу. Тяжела и неказиста жизнь простого венчуриста.

Президент Интел Брайан Крзанич вначале устно признался в любви к Трампу, но затем неожиданно отменил всю содержательную часть поддержки.

Трамп, с точки зрения официальной части fund raising’а, сумел наскрести какие-то копейки в самом богатом штате родной страны. Что-то около $30 тыс.. Один только упоминавшийся ужин с Клинтон принес в копилку демократов порядка $2,5 млн.

Вопреки всем ожиданиям республиканского паритета, Калифорния явилась опорной точкой анти-кампании Трампа.

Кит Рабуа, активный инвестор и одно время управляющий PayPal, вложил $50 тыс. в инициативу Never Means Never (Trump). До этого он страстно поддерживал господина Рубио.

Основатель eBay Пьер Омидьяр присоединился к кампании Never Means Never со своими $25 тыс., между прочим набрав 40000 подписей республиканцев, отказывающихся голосовать за Трампа.

Похоже протестное голосование – новая мода среди прогрессивных граждан Соединенных Штатов. Что ни день, рождается очередная анти-трамповская активность в соцсетях или вброс в прессе.

Нужно отметить, Кремниевая Долина тут, как и во многих других отношениях, послужила образцом для подражания. Народ начал раскачиваться только к лету 2016, хотя упоминавшияся акция относится еще к середине 15-го года.

Пляжи Калифорнии лишь крошечный участок избирательного спектра, на который могут рассчитывать кандидаты в президентское кресло США.

Не стоит обольщаться и относительно внушительных сумм: как остроумно заметил в начале 2000-х экономический советник президента Буша «люди западного побережья представляют собой статистическую ошибку бюджета нашей великой страны».

С другой стороны, технологическое интерпренерство единственный заметный бренд США на мировом рынке идей. Люди здесь определяют будущее не только технологиями, но и самим образом жизни. Эстетико-политические предпочтения входят в общий пакет подготовки нового поколения избирателей.

«Так должны думать те, кто придет за нами».