Колонка Манцова

Кем быть?

Ушел из жизни Эдуард Успенский.

Я краем глаза отсмотрел телевизионные сюжеты и передачи, ему посвященные. Все-таки Эдуард Николаевич – мое самое первое осознанное чтение.

Эдуард Успенский


Как сделаны «Тайны города ЭН»

Первый канал в своем ночном эфире показал 8-серийный фильм режиссера Николая Хомерики по сценарию Виктории Бугаевой. Давали дозировано, по одной серии. Выходные данные свидетельствуют о том, что вещь закончена была еще в 2015-м, но премьера состоялась только вот теперь. Загадочно? Еще бы. Однако, с производственными тайнами разбираться не станем – перейдем непосредственно к фильму. Мой вердикт таков: безусловно, лучшее постсоветское телевизионное кино на русском языке, советую, поэтому, посмотреть.

Самое интересное в данном случае следующее: вещь отменяет практически всю современную российскую повествовательную культуру. Когда до конца посмотришь, душой и телом прочувствовав в том числе томительную скуку как предъявленной жизни, так и поставленного ей в соответствие киноматериала, удивишься тому, как много удалось сказать-показать правды в рамках, казалось бы, жанровой, детективной киношки. Фактически же главная правда о стране и ее климате! Дворецкий когда-то на материале «производственной» фигни тоже ведь сказал главную правду. Жанры могут быть разными, да лишь бы художники были при этом умными. Ну, вот, двоих умных, Бугаеву и Хомерики, для начала наскребли.

Тайны города ЭН


Природные циклы, стайные птицы



Давно уже пора создать здоровую буржуазную массовую культуру, которая адекватно описывала бы общество нового типа. Но снова тотальный провал. Опять вместо того, чтобы делать буржуазную самодостаточность и соответствующее самодвижение жизни внутри своего социального круга, своего «садового кольца», неумелая культурная обслуга внаглую, втупую сваливает вину на простаков-плебеев.

Манцов: солнце и луна вместе


На тему эстрады

Задумал мемориальную колонку, но случится, кажется, еще и выход на предварительно-поверхностную аналитику.

За последние двенадцать месяцев покинули мир четыре человека из сферы эстрадной музыки, которые были мне в разной степени дороги

Павел Слободкин


Как сделан «Коммивояжер»

Снова, что называется, взяться за перо и приступить к анализу побудил Первый канал, который в ночном эфире показал фильм иранца Асгара Фархади «Коммивояжер» (2016). Фархади, между прочим, единственный из ныне живущих постановщиков, который имеет два американских «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Первый за «Развод Надера и Симин», второй как раз за «Коммивояжера». Кроме того, на Каннском фестивале «Коммивояжер» получил приз за лучший сценарий и за лучшую мужскую роль (Шахаб Хоссейни).

Иранский фильм Коммивояжёр


Как сделана «Аритмия»

Но нас продолжают кормить историями из жизни света и полусвета: актерские скандалы, адюльтеры, «стр-рашно интересные» драмы, Джигарханян разводится с молодой женой, из этого делают сериал из десятка шумных телепередач, все этим пронизано.

Хочется все время сказать: отвяжитесь. Грубее, конечно. Дайте нам «Аритмию». Хотим смаковать реальность, данную нам в ощущениях. Всегда труд, иногда секс. Тесный угол. Евросоюз и в этом случае говорит о своём невмешательстве. Мол, а мы-то тут при чём. Это всё местные дела.

Фильм Аритмия


Как сделан «Квадрат»

Сначала сходил на победивший в Канне шведский «Квадрат», а сразу после этого наткнулся в телевизоре на давнюю беседу Урмаса Отта с Нонной Мордюковой.

Квадрат


Мой уголок мне никогда не тесен

Фильм Кантемира Балагова «Теснота» участвовал от России во второй по значимости программе Каннского фестиваля, «Особый взгляд», и получил там приз федерации кинопрессы ФИПРЕССИ. Его, что удивительно, показывают сейчас в Туле на одном, почти что ночном, сеансе, вот я взял, да и пошёл, да и посмотрел.

Фильм Кантемира Балагова Теснота


Простаки, жрецы и огонек просвещения

Новые крутые повороты в деле «Матильды»: почти одновременно депутат Наталья Поклонская опубликовала ролик с неприглядными ролями зарубежного актера Айдингера, играющего в фильме Алексея Учителя Николая II, а протоиерей Всеволод Чаплин красивым низким голосом с выразительными обертонами предрек в специальном видеоролике «заслуженную гибель России» со всем ее населением, «вечную смерть и вечное проклятие» тем, кто снимал, кто снимался, кто посмотрит и кто посочувствует. А вот мне пару недель назад попалась на глаза документальная картина Алексея Учителя «Рок», сделанная им в перестроечную годину. Там ленинградский рок-клуб и его звезды, там весьма экзальтированные и, по мне, неинтересные выступления, чередующиеся с откровениями, - долго, честно признаюсь, не выдержал.

Поклонская


Еще раз про «Нелюбовь»

Передохнув и вдоволь нагулявшись, пригласил для собеседования Настю П., одну из участниц нашего тульского киноклуба, девушку головастую и реактивную. Немного поговорил с нею под диктофон о тех смыслах последнего фильма Звягинцева, которыми неделю назад намеренно не стал перегружать свою колоночку. Игорь: Привет, почему ты не посмотрела фильм, как было всем участникам наших обсуждений предписано? Нарушение дисциплины! Ты и текст мой, кажется, не прочитала. Чем ты вообще занималась-то?!

Нелюбовь