Удивительно, насколько часто фантасты оказываются правы в своих предсказаниях. Вдумчивый читатель перечислит пару десятков изобретений, перешедших в реальную жизнь со страниц книг. Один Жюль Верн чего стоит.
Сами фантасты обычно скромно опускают глаза и оказываются признавать себя пророками. Гибсон в интервью как-то сказал, что написал несколько тысяч страниц, а реальностью пророс только интернет. Самое интересное здесь в том, что каких-то вещей из актуального перечня предсказаний мы до сих пор не дождались, а мир к ним уже готов. К примеру, Оскар Скотт Кард и его Ender's Game. Ведь фантастический потенциал у такой фантастики, извините за тавтологию.
Всем известно, что современные технологические визионеры избегают политики. Они вызывающе либеральны и декларируют ценности мало пригодные для высоких кабинетов. Бюрократы в свою очередь пытаются по мере сил использовать потенциал «великих умов» и с большим опозданием усваивают уроки «демократии, равенства и братства».
По крайней мере, так считалось до недавнего времени. Потом на поверхности один за другим стали появляться государственные инновации, которым технологии свободного рынка в подметки не годятся. Вот вам печально известная PRISM в качестве мозолящей глаза тени «1984», а также куда менее известные в России: SOPA – программа по анализу интернет-трафика на предмет выявления нарушений копирайта и творение Марка Цукерберга FWD – социальное движение по либерализации иммиграционной политики. Последнее вообще позиционируется, как самобеглая инициатива с кучей технологических звезд на борту.
Таким образом кто-то политикой все-таки интересуется. Возьмем очевидный пример и проследим каков же вклад современных технологий в общественную жизнь самой технологически развитой страны на планете Земля.
Благо тем для взаимовлияния политики и технологии масса.
Маленькая часть айсберга – выборы президента, – легко наблюдаемая невооруженным взглядом, позволяет сделать несколько очевидных выводов.
Разговор пойдет не о политических предпочтениях, а скорее об инструментах и том, как на самом деле решаются дела в Большой политике.
За стартовую точку принято брать 2000 год. Удивительным образом эта дата совпадает с началом конца дот-комов и образованием устойчивого электронного рынка.
Политическим толчком стал тот самый противоречивый подсчет голосов во Флориде, о котором помнят многие и в России. Во время президентской кампании «Буш против Гора» для этого штата был назначен пересчет и выяснилось, что кого-то из избирателей попросту нет в поле зрения.
Чтобы в следующий раз не натыкаться на ту же самую проблему Конгресс Соединенных Штатов принял судьбоносное решение, выпустив специализированный акт: Help America Vote Act (HAVA). Он предписывает каждому штату иметь «единый, непротиворечивый, открытый и интерактивный список избирателей». Несмотря на то, что выглядит это довольно скучно, если не сказать буднично, HAVA позволил сделать революционную вещь, а именно создать полный список избирателей в стране, доступный всем легальным партиям.
Теперь этот костяк данных можно было актуализировать, дополнять, обогащать и делать все что угодно в тиши уютных кабинетов.
Помимо этого в 2000-м произошла еще пара знаменательных вещей.
Во-первых сенатор Джон Маккейн, служащий по совместительству пугалом для избирателей младшего школьного возраста, сделал доселе невиданную вещь. Всего за 24 часа после своих праймариз в Нью-Гемпшире он собрал 500 000 долларов дотаций через интернет. Было ли это специально подстроено или случайно выстрелило, но один из самых консервативных американских политиков оказался технологическим новатором.
Жаль, что эму это не помогло, зато новые технологии пригодились его конкуренту по GOP Джорджу Бушу мл.. Он отметился тем, что анонсировал систему рассылки агитационных писем по электронной почте и широким использованием баннерной рекламы. Только в одной из публичных баз республиканцев насчитывалось 700 000 адресов электронной почты. Уже в то далекое время люди научились не просто спамить, но и учитывать отклики, а также автоматически отправлять содержательные ответы.
Годом позже появились первые веб-порталы всецело посвященные только политической пропаганде. Отсюда же растут ноги у такого понятия, как блогерство в современном смысле слова. Так Джером Армстронг и его колонка на MyDD стали своеобразным образцом всех последующих начинаний на этом поле.
В 2002 году появилось уже более 100 политических блогеров, большая часть из которых активна до сих пор. Именно они в итоге формируют повестку национальных конвенций и приглашают избирателей на регулярные встречи. Фактически подогревая интерес к достаточно спорным вопросам. Кажется, что выросло это от сырости, но это не так. Дотации на веб-активизм были частью избирательной кампании того же Буша мл..
В 2003 произошла очередная революция, сблизившая большую политику и большие технологии. Говард Дин стал собирать электорат через кстати появившийся сервис Meetup, а также создал интернет-телевидение Dean TV с самым широким охватом. Напомню, что дело было по крайней мере за два года до появления Youtube.
Через Meetup только за первый год существования платформы было организовано более 3000 встреч с избирателями. Это не было экспериментом. За несколько месяцев до старта MeetUp была протестирована работа с flash mob в известном нью-йоркском эксперименте.
В этом же году Аризона стала первым штатом, внедрившим у себя он-лайн регистрацию для избирателей. Данные из ее базы сверялись как раз с тем пулом голосов, которые начали собираться в единое хранилище HAVA.
Интересное наблюдение. Один из товарищей Цукерберга по Гарварду Джо Грин участвовал в качестве волонтера в президентской кампании Джона Керри в Нью-Гемпшере. Он предложил Марку создать специальный политический аналог Friendster'а (первой версии Facebook), так как в ней будет проще следить за предпочтениями молодых избирателей. Будущий визионер отказался в пользу социальной сети для студентов, что, как показала жизнь, было стратегически правильным решением. Одной политикой сыт не будешь.
И через 8 месяцев стартовал Facebook.
В этом же 2004 году была адаптирована следующая инновация: демократическая партия представила онлайн-платформу для фандрезинга ActBlue. Краудфандинг таким образом появился за 5 лет до рождения Kickstarter.
В этом же году Motorola совместно с правительством Соединенных Штатов запустила специальный сервис смс-уведомления для он-лайн регистрантов обеих партий. Теперь новости можно было читать на мобильных устройствах. По этому поводу AT&T услужливо предложило специальный тариф политически активным подписчикам.
С появлением в 2005 году Youtube политическая сцена расширилась до пределов телеприсутствия и все основные игроки, как на уровне федерального правительства, так и на уровне штатов включились в видеотрансляции.
Появившийся весной того же года Huffington Post сразу же стал себя позиционировать в качестве политического издания, способного в мгновение ока реагировать на запросы избирателей. Молодая технологическая звезда Патрик Руффини создал инструмент, который бы агрегировал в себе все основные электронные каналы и назвал его eCampaign. Теперь у политического эстеблишмента появился рычаг, масштабируемый практически бесконечно.
В период 2006-2008 гг. большая часть политического активизма переместилась в сеть. Произошел ряд скандалов с вирусными видео на Youtube, появились протестные блогеры, были опробованы способы публичных расследований в сети.
Кампания Обамы, тогда восходящей звезды, впервые строилась практически в равных долях в оффлайне и онлайне.
Например, на вновь открытой платформе Upstream.tv начали транслировать предвыборные дебаты с участием телезвезд. Отдельные эфиры собирали по нескольку десятков зрителей. Произошло это за несколько лет до открытия такой возможности на Youtube.
Как раз в разгар избирательной кампании ныне сдающего полномочия афро-американца, Цукерберг анонсировал новую технологию Facebook Connect. Новый набор API позволил «бесшовно» регистрироваться на третьесторонних порталах, сообщая им свои учетные (и некоторые личные) данные. Практически одновременно появилось несколько активных игроков, таких как Activist, поддерживающих эту технологию.
Интернет инновации, по мнению многих аналитиков, сыграли решающую роль в выборах 2008-2012 годов.
К примеру, в октябре 2008 года штаб демократов анонсировал бесплатное приложение Obama08, которое позволяло организовать список контактов в телефоне таким образом, чтобы люди распределялись по избирательным округам и им можно было слать мотивирующие сообщения.
Через месяц после своей инаугурации администрация счастливо избранного Обамы решила поиграть в прямую демократию и открыла интернет-книгу жалоб и предложений Citizen's Briefing Book. Все граждане приглашались рассказать об актуальных проблемах и задачах на следующий избирательный цикл.
Собственно, это была инициатива в рамках программы Открытого Правительства, чрезвычайно популярного в то время.
Понаписали в эту книгу много всего.
Все существовавшие не тот момент лоббисты и крупные СМИ успели покрутить пальцем у виска – вот что значит пустить троллей в свой огород. Например, более половины записей было посвящено теме легализации марихуаны.
Что же, спустя семь лет народные чаяния сбылись: запретительное законодательство в отношении легких наркотиков радикально смягчили, в ряде штатов продажу легализовали и добились того, что сейчас светлую идею поддерживает по самым скромным подсчетам половина избирателей.
Таким образом в 2008 состоялась премьера полностью цифровой политики.
Если смотреть на вышеизложенное не предвзято, то закрадывается крамольная мысль: не совсем понятно, кто и кого подстегивает «консервативные» политики или «прогрессивные» инноваторы.
В какой-то момент они меняются местами и хвост машет собакой.
Что же, в следующий раз посмотрим на выборы 2016 года. Здесь все сказанное приобрело поистине циклопические пропорции.
Сами фантасты обычно скромно опускают глаза и оказываются признавать себя пророками. Гибсон в интервью как-то сказал, что написал несколько тысяч страниц, а реальностью пророс только интернет. Самое интересное здесь в том, что каких-то вещей из актуального перечня предсказаний мы до сих пор не дождались, а мир к ним уже готов. К примеру, Оскар Скотт Кард и его Ender's Game. Ведь фантастический потенциал у такой фантастики, извините за тавтологию.
Всем известно, что современные технологические визионеры избегают политики. Они вызывающе либеральны и декларируют ценности мало пригодные для высоких кабинетов. Бюрократы в свою очередь пытаются по мере сил использовать потенциал «великих умов» и с большим опозданием усваивают уроки «демократии, равенства и братства».
По крайней мере, так считалось до недавнего времени. Потом на поверхности один за другим стали появляться государственные инновации, которым технологии свободного рынка в подметки не годятся. Вот вам печально известная PRISM в качестве мозолящей глаза тени «1984», а также куда менее известные в России: SOPA – программа по анализу интернет-трафика на предмет выявления нарушений копирайта и творение Марка Цукерберга FWD – социальное движение по либерализации иммиграционной политики. Последнее вообще позиционируется, как самобеглая инициатива с кучей технологических звезд на борту.
Таким образом кто-то политикой все-таки интересуется. Возьмем очевидный пример и проследим каков же вклад современных технологий в общественную жизнь самой технологически развитой страны на планете Земля.
Благо тем для взаимовлияния политики и технологии масса.
Маленькая часть айсберга – выборы президента, – легко наблюдаемая невооруженным взглядом, позволяет сделать несколько очевидных выводов.
Разговор пойдет не о политических предпочтениях, а скорее об инструментах и том, как на самом деле решаются дела в Большой политике.
За стартовую точку принято брать 2000 год. Удивительным образом эта дата совпадает с началом конца дот-комов и образованием устойчивого электронного рынка.
Политическим толчком стал тот самый противоречивый подсчет голосов во Флориде, о котором помнят многие и в России. Во время президентской кампании «Буш против Гора» для этого штата был назначен пересчет и выяснилось, что кого-то из избирателей попросту нет в поле зрения.
Чтобы в следующий раз не натыкаться на ту же самую проблему Конгресс Соединенных Штатов принял судьбоносное решение, выпустив специализированный акт: Help America Vote Act (HAVA). Он предписывает каждому штату иметь «единый, непротиворечивый, открытый и интерактивный список избирателей». Несмотря на то, что выглядит это довольно скучно, если не сказать буднично, HAVA позволил сделать революционную вещь, а именно создать полный список избирателей в стране, доступный всем легальным партиям.
Теперь этот костяк данных можно было актуализировать, дополнять, обогащать и делать все что угодно в тиши уютных кабинетов.
Помимо этого в 2000-м произошла еще пара знаменательных вещей.
Во-первых сенатор Джон Маккейн, служащий по совместительству пугалом для избирателей младшего школьного возраста, сделал доселе невиданную вещь. Всего за 24 часа после своих праймариз в Нью-Гемпшире он собрал 500 000 долларов дотаций через интернет. Было ли это специально подстроено или случайно выстрелило, но один из самых консервативных американских политиков оказался технологическим новатором.
Жаль, что эму это не помогло, зато новые технологии пригодились его конкуренту по GOP Джорджу Бушу мл.. Он отметился тем, что анонсировал систему рассылки агитационных писем по электронной почте и широким использованием баннерной рекламы. Только в одной из публичных баз республиканцев насчитывалось 700 000 адресов электронной почты. Уже в то далекое время люди научились не просто спамить, но и учитывать отклики, а также автоматически отправлять содержательные ответы.
Годом позже появились первые веб-порталы всецело посвященные только политической пропаганде. Отсюда же растут ноги у такого понятия, как блогерство в современном смысле слова. Так Джером Армстронг и его колонка на MyDD стали своеобразным образцом всех последующих начинаний на этом поле.
В 2002 году появилось уже более 100 политических блогеров, большая часть из которых активна до сих пор. Именно они в итоге формируют повестку национальных конвенций и приглашают избирателей на регулярные встречи. Фактически подогревая интерес к достаточно спорным вопросам. Кажется, что выросло это от сырости, но это не так. Дотации на веб-активизм были частью избирательной кампании того же Буша мл..
В 2003 произошла очередная революция, сблизившая большую политику и большие технологии. Говард Дин стал собирать электорат через кстати появившийся сервис Meetup, а также создал интернет-телевидение Dean TV с самым широким охватом. Напомню, что дело было по крайней мере за два года до появления Youtube.
Через Meetup только за первый год существования платформы было организовано более 3000 встреч с избирателями. Это не было экспериментом. За несколько месяцев до старта MeetUp была протестирована работа с flash mob в известном нью-йоркском эксперименте.
В этом же году Аризона стала первым штатом, внедрившим у себя он-лайн регистрацию для избирателей. Данные из ее базы сверялись как раз с тем пулом голосов, которые начали собираться в единое хранилище HAVA.
Интересное наблюдение. Один из товарищей Цукерберга по Гарварду Джо Грин участвовал в качестве волонтера в президентской кампании Джона Керри в Нью-Гемпшере. Он предложил Марку создать специальный политический аналог Friendster'а (первой версии Facebook), так как в ней будет проще следить за предпочтениями молодых избирателей. Будущий визионер отказался в пользу социальной сети для студентов, что, как показала жизнь, было стратегически правильным решением. Одной политикой сыт не будешь.
И через 8 месяцев стартовал Facebook.
В этом же 2004 году была адаптирована следующая инновация: демократическая партия представила онлайн-платформу для фандрезинга ActBlue. Краудфандинг таким образом появился за 5 лет до рождения Kickstarter.
В этом же году Motorola совместно с правительством Соединенных Штатов запустила специальный сервис смс-уведомления для он-лайн регистрантов обеих партий. Теперь новости можно было читать на мобильных устройствах. По этому поводу AT&T услужливо предложило специальный тариф политически активным подписчикам.
С появлением в 2005 году Youtube политическая сцена расширилась до пределов телеприсутствия и все основные игроки, как на уровне федерального правительства, так и на уровне штатов включились в видеотрансляции.
Появившийся весной того же года Huffington Post сразу же стал себя позиционировать в качестве политического издания, способного в мгновение ока реагировать на запросы избирателей. Молодая технологическая звезда Патрик Руффини создал инструмент, который бы агрегировал в себе все основные электронные каналы и назвал его eCampaign. Теперь у политического эстеблишмента появился рычаг, масштабируемый практически бесконечно.
В период 2006-2008 гг. большая часть политического активизма переместилась в сеть. Произошел ряд скандалов с вирусными видео на Youtube, появились протестные блогеры, были опробованы способы публичных расследований в сети.
Кампания Обамы, тогда восходящей звезды, впервые строилась практически в равных долях в оффлайне и онлайне.
Например, на вновь открытой платформе Upstream.tv начали транслировать предвыборные дебаты с участием телезвезд. Отдельные эфиры собирали по нескольку десятков зрителей. Произошло это за несколько лет до открытия такой возможности на Youtube.
Как раз в разгар избирательной кампании ныне сдающего полномочия афро-американца, Цукерберг анонсировал новую технологию Facebook Connect. Новый набор API позволил «бесшовно» регистрироваться на третьесторонних порталах, сообщая им свои учетные (и некоторые личные) данные. Практически одновременно появилось несколько активных игроков, таких как Activist, поддерживающих эту технологию.
Интернет инновации, по мнению многих аналитиков, сыграли решающую роль в выборах 2008-2012 годов.
К примеру, в октябре 2008 года штаб демократов анонсировал бесплатное приложение Obama08, которое позволяло организовать список контактов в телефоне таким образом, чтобы люди распределялись по избирательным округам и им можно было слать мотивирующие сообщения.
Через месяц после своей инаугурации администрация счастливо избранного Обамы решила поиграть в прямую демократию и открыла интернет-книгу жалоб и предложений Citizen's Briefing Book. Все граждане приглашались рассказать об актуальных проблемах и задачах на следующий избирательный цикл.
Собственно, это была инициатива в рамках программы Открытого Правительства, чрезвычайно популярного в то время.
Понаписали в эту книгу много всего.
Все существовавшие не тот момент лоббисты и крупные СМИ успели покрутить пальцем у виска – вот что значит пустить троллей в свой огород. Например, более половины записей было посвящено теме легализации марихуаны.
Что же, спустя семь лет народные чаяния сбылись: запретительное законодательство в отношении легких наркотиков радикально смягчили, в ряде штатов продажу легализовали и добились того, что сейчас светлую идею поддерживает по самым скромным подсчетам половина избирателей.
Таким образом в 2008 состоялась премьера полностью цифровой политики.
Если смотреть на вышеизложенное не предвзято, то закрадывается крамольная мысль: не совсем понятно, кто и кого подстегивает «консервативные» политики или «прогрессивные» инноваторы.
В какой-то момент они меняются местами и хвост машет собакой.
Что же, в следующий раз посмотрим на выборы 2016 года. Здесь все сказанное приобрело поистине циклопические пропорции.