Этнос, нация и "вечный спор о том, кто на самом деле есть правильный русский". Мнение Тора



Оригинал взят у в Этнос, нация и "вечный спор о том, кто на самом деле есть правильный русский"
Вот к этому спору Константина Крылова внутри Комитета25 о том "кого считать русским", а именно:

Членом русской нации может стать каждый, вне зависимости от этнического происхождения, кто владеет русским языком, знаком с русской культурой, считает своей Родиной Россию и лоялен интересам России и русского народа. Этнические русские, выступающие против интересов России и русского народа, в том числе с оружием в руках на стороне врагов России и русских, членами русской нации не являются.(*)


(*)По выделенному абзацу имеется принципиальное возражение, высказанное К. Крыловым:

"...Это определение полностью уничтожает смысл документа, а также и смысл нашей деятельности вообще. Здесь буквально сказано: «членом русской нации является любой, кто захочет себя так называть». При этом этническим русским, «выступающим против интересов России», в этом праве отказано. Всё, приехали, это и есть Многонационалия. Потому что при таком определении лояльные власти таджики – русские (владеют русским языком на уровне ста слов, знают, кто такой Пушкин, и лояльны Путину, который и есть Россия), а вот меня и нас всех можно из нации гнать, потому что мы «выступаем против интересов России» (это определит любой эксперт)..."
__________________________________________________
Рассуждения, подобные определениям К25 - это методологически ложный путь. Определения такого рода в принципе носят внешне нормирующий характер: де вот этого имярек де выгоним, а на того, так и быть, согласимся. Причём роль "сертификационного центра по выдаче ярлыков на соответствие" берут на себя люди, которые заведомо не обладают значимыми ресурсами ни для обеспечения ощутимыми привилегиями своих клевретов, ни даже сохранения своего монопольного положения на сертификацию - они даже свою-то личную безопасность гарантировать не могут.
Разумно было бы не нормировать "сертифицированное членство" в статике, а описывать популяцию в динамике "какая она есть".

Дальше много букв для интересующихся:
В любой неявно выраженной и нестрого описываемой структуре есть "ядро" и есть "периферия".

В "ядре" - максимальное количество таксонообразующих признаков с максимальной степенью их проявления. При движении от "ядра" к "периферии" количество наблюдаемых таксонообразующих признаков снижается, а степень проявления их интенсивности падает. Элементом таксона этнос/нация, судя по всему, является не конкретная личность (которой так многим хочется дать ярлык на доброкачественность или скорее отказать в ней), а живые семья/род.


К таксонообразующим признакам можно уверенно и объективно отнести язык, ареал местожительства на протяжении поколений,  гражданство, общие образовательные стандарты, общее культурное пространство, общий героико-иситорический миф, ритуалы/обычаи (похороны, поминки, свадьбы, инициации, юбилеи, праздники и тп),общая  религия, конфессиональная принадлежность, самосознание и самонаименование. Возможно, что статистика покажет на нынешнем срезе современного общества несколько параллельно существующих ядер или временное расщепление их - например, ныне в вопросе религии/конфессии или же гражданства, для русских ныне это есть актуальный вызов.


Можно утверждать, что в ядре "русских" (единственном или, как минимум, доминирующим в сравнении с другими ядрами и с точки зрения демографической статистики, и с точки зрения совокупности культурных смыслов), окажутся семьи, говорящие на русском языке, семьи русской культуры, исторически жившие в массе своей на территории Российской Империи/СССР, а ныне - РФ, называющие себя русскими, традиционно православные. Семьи эти эти неизбежно связаны между собой кровным родством - а иначе при общей-то культуре,  религии и ареале обитания на протяжении многих поколений и быть не может в принципе. Люди ведь в массе вступают в браки как правило с подобными себе, с совпадающим типом внешней, психологической и культурной привлекательности, с общим культурным кодом, с понятным и предсказуемым друг для друга поведением, с совместимымими целями, интересами и ценностями. Кровное родство и сопутствующие ему родство свойства просто не может не возникнуть  - иное статистически совершенно невероятно.


Вот такое множество совместимых из поколения в поколение семей/родов и есть ядро "русских". Понятно, что семьи эти работают по отношению к другими и как "ассимиляционные машины", втягивая в себя через брачные отношения и собственную "периферию", и представителей иных этносов - в противном же  случае их самих переваривали "ассимиляционные машины" других этносов.


Вопрос кого такая вот семья считает "своим" - это вопрос, решаемый каждой семьёй на протяжении поколений в конечном счёте самостоятельно, в  индивидуальном порядке и независимо от каких либо внешних "сертификационных центров". С оглядкой, конечно, на соседей, родных, знакомых - но каждая "семья" в итоге сама для себя "сертификационный центр", "ночная кукушка всегда дневную перекукует". Дети, порождаемые в мир таким семьями, принадлежащие к ним - это и есть русские. А личности де свободные от семьи/рода (этакие одинокие сферические кони на кончике иглы, висящей в вакууме) - это фикция, нет таких в реальном подлунном мире.


"Периферия" - это семьи со своими потомками, объективно несколько отдаленные от "ядра", но идентифицирующие в своём сознании именно его как "своё родное" и принимаемые в конце концов самим "ядром" до степени слияния в едино переживаемое "мы". Например, для "переферии" возможны иная конфессиональной принадлежность, или иной пространственный ареал, или иное гражданство,  и смешанные браки тож - всё это в той или иной степени комбинаций. Особо надо отметить, что никаких жестко непроницаемых границ - ни у локально концентрированного "ядра" с "периферией", ни у относительно размытой  "периферии" с иными этносами - жестких однозначных границ в природе не существует. Есть небыстрый процесс взаимной диффузии. "Периферия" более подвижна в этом смысле и сдерживается не только притяжением своего ядра, но и давлением других этносов извне, а "ядро" - более стабильно.


У "ядра" есть два основных типа стратегий. Либо "закрытие" - т.е. превращение в доминирующую "аристократию" и свертывание собственной периферии. Либо стратегия "вовлекающей нации" - расширение собственной периферии и активная ассимиляция соседей. Я не хочу оценивать эти сценарии с этической точки зрения - это просто глоссарий принципиально возможных стратегий.  И возможность "закрытия", и альтернатива "вовлечения" не могут носить произвольно волюнтаристский характер - да и скорости процесса в итоге здесь видны лишь в масштабах нескольких поколений. Замечу лишь, что никакая ассимиляция вовне в принципе невозможна без сохранения собственного ядра этнической идентичности, ибо тогда  на выходе получается уже не ассимиляция, а собственное растворение себя в других: не ты преобразуешь иных, а тебя самого банально переваривают; либо ты доминируешь - либо над тобой властвуют и тебя же поглащают. И никакой пропагандой невозможно подменить реальную жизнь поколений.


Вот так вот устроен "этнос". А "нацией" он становится лишь на стадии массового осознании факта собственного существования и суммы собственных общеразделённых национальных интересов. Для этого необходима и зрелость собственной социально-экономической жизни, и уровень интеллектуального развития ответственных элит, и и существование каналов общенациональных коммуникаций, и вовлеченность нации в процесс саморефлексии и внутринационального общения, и единый язык в совокупности с общеразделяемым понятийным глоссарием, и объединяющий героико-исторический миф, и национальная культура ведения диалога. А если нет вот такого вот "ежедневного плебисцита" - нет и нации.


Попытка же провозглашения "тру-националистами" самых разнообразных толков  де-факто единственно-истинного "нормативно-сертификационного центра" - несостоятельны до смешного, ибо на исполнение роли "аристократии" у них банально не хватает  ни собственного ресурсно-экономического, ни силового-правового, нии культурно-интеллектуального потенциала для доминирования. А когда не можешь на практике доминировать - значить ты пока и не есть центр нормирования. Каждый сверчок да познает свой шесток.




>