На портале "Культура" вышла моя рецензия на иранский фильм "Такси". Правда, сильно порезанная. Не хватило места. Предлагаю моим читателям ознакомиться с полным вариантом.
Взять "Такси" до очередной перестройки Ирана
Режиссёр, продюсер, автор сценария: Джафар Панахи
Длительность: 82 мин Страна: Иран Язык: фарси Год: 2015
Рассматривая фильм, который настолько нравится международным критикам и завоёвывает множество престижных кинематографических наград, лента "Такси" уже взяла «Золотого медведя» 65-го Берлинского международного кинофестиваля и призФИПРЕССИ, нельзя не столкнуться со странным двойственным впечатлением.
Безусловно мы имеем дело с культурным феноменом высокого уровня, однако, наша русская культура даёт дополнительный объём всем символам и темам, которые приходят из современного иранского общества при помощи этой картины. Русский социально-исторический опыт накладывается на весьма прозрачное повествование иранского режиссёра азербайджанского происхождение и мы получаем ценное знание не только о социално-политическом мире Ирана, но и о нас самих.
Да не знают ваши руки боли! Эта фраза очень часто звучит в фильме. Для таксиста очень важно, чтобы его руки не болели.
Кто автор? Иранский азербайджанец. Джафар Панахи родился 11 июля 1960 года в в городе Миане провинции Восточный Азербайджан. Он успел повоевать в бесконечно бесмыссленной ирано-иракской войне, которая была попыткой США подавить при помощи тогда ещё проамериканского диктатора Саддама Хусейса новорождённую шиитскую революцию мулл. Ветеран Джафар Панахи стал заниматься кино, писал сценарии, был помощником режиссёров и очень скоро добился известности на Западе, снимая фильмы, которые официальные власти Ирана определяют как "чернуху".
Тут русский зритель вздрогнет. Очень знакомая ситуация. Перестройка в СССР родила целый жанр подобного кино, которое отчаянно боролось с советской цензурой.
Джафар Панахи тоже боролся с цензурой иранской, его фильмы ставили на полку, но западные критики неизменно награждали престижными призами. Режиссёр бичевал социальные пороки Ирана, которые власти скрывают при помощи цензуры. Этот конфликт привёл к судебному запрету на съёмку фильмов для Джафара Панахи, кроме того, он не может свободно выехать из страны.
Дело осложняется тем фактом, что Джафар был арестован за участие в митингах по поводу подтасовок во время выборов. Однако содержание в тюрьме только сделало иранского режиссёра более популярной и уважаемой фигурой. По-крайней мере на Западе. Свои фильмы Панахи снимает нелегально и оправляет за границу, где их с восторгом встречают и награждают. Так, одну из своих запрещённых картин он переправил на флешке внутри торта.
Здесь вздрагивать будет уже более юный зритель, который помнит митинги на Болотной.
Каким образом Джафару Панахи удаётся умудряться снимать свои фильмы с весёлыми называниями типа "Это не фильм" и оставаться живым и здоровым, даже приумножать свою известность? Спросите об этом Навального.
Судя по всему Джафар Панахи принадлежит к влиятельному клану иранских азербайджанцев. Если человек даже после судебного запрета спокойно продолжает снимать кино в Иране, то либо власть в этой стране невероятно либеральная, либо его просто не могут трогать. Власть в Иране действительно весьма специфическая и совсем не либеральная. Но клан иранских азербайджанцев является одним из держателей акций "исламской шиитской революции". Это национальное меньшинство разменяло борьбу за национальную независимость на самые высокии посты в иерархии государства Иран. В Тегеране азербайджанцы традиционно имеют очень сильные позиции.
Режиссёра осудили за участие в митингах протеста против результатов выборов. Один из азербайджанских кандидатов проиграл, в ответ на улицы вывел своих сторонников, которые протестовали против подтасовок. Знакомо, правда?
На российский ум немедленно приходит казус Навального. У человека несколько условных сроков, он якобы под домашним арестом, однако, сей политик явно под чьим-то покровительством продолжает свою деятельность. Кровавый режим ничего не может сделать с борцом за свободу.
Вот и Джафар Панахи на всё реагирует с загадочной улыбкой. Власти его преследуют, а он знай себе снимает фильмы и отправляет их на Запад.
Как сделана картина "Такси"?
Псевдодументальное кино стало очень модным, если уж западные режиссёры наснимали "Боратов", то иранцам сам Бог велел при помощи этого метода обходить судебные запреты и рассказывать о современном Иране и его социальных проблемах "ПРАВДУ". Тут используются и актёры и обычные люди вперемешку. Есть импровизация, есть жёсткая заданность тем и того, как они раскрываются.
В фильме "Такси" Джафар Панахи использует сразу несколько очень важных приёмов. Весь фильм снят при помощи регистратора и нескольких вкраплений кадров с дешёвого фотоаппарата, которым Джафара снимает его племянница. Она тоже делает фильм, но фильм "разрешённый к показу", об этом немного позже.
Интересно, что социальный статус режиссёра в этом фильме показан высоким. Люди узнают его, уважительно к нему относятся, спрашивают его советов как по выбору фильмов, так и по поводу идей для создания кино. И хотя режиссёр находится в опале у государства, он всё равно уважаемый человек. Значит, в Иране есть параллельная официальной система ценностей и иерархии.
Ещё забавна деталь, в котором известный иранский режиссёр должен подрабатывать таксистом, а заниматься кинематографом ему запрещено. Советские старожилы ещё помнят фразу про "поколение дворников и строжей", когда многие представители творческих профессий должны были зарабатывать деньги в странных местах. Рокер Цой кидал уголь в кочегарке. Режиссёр Джафар Панахи крутит баранку. Только дорогу он знает плохо и постоянно норовит не взять денег с клиентов.
Используя как декорации к фильму улицы современного Ирана режиссёр даёт уникальную возможность его показать изнутри.
Как визуально выглядит современный Иран? Похож на поздний СССР. Очень много дешёвых машин. Продавцы различных товаров подскакивают в пробках и предлагают купить современную западную музыку. По улицам бродят мальчишки, которые собирают пластиковые бутылки на переработку. Улицы чистые, дороги хорошие. Несмотря на международные санкции, народ выглядит неплохо. Девушки носят мини-юбки, правда, на штаны. Все в мусульманских платках, но уже появляются отдельные женщины, которые вместо чёрных надевают цветастые, весёленькие и небрежно накидывают их на парижский манер. Встречаются и девушки на высоченных каблуках. Много вывесок магазинов, не так сильно бросается в глаза официальная пропаганда.
Чувствуется какая-то расслабленность и спокойствие, которое тоже было в начале восьмидесятых в СССР. Никакого релиозного фанатизма и в помине не наблюдается. Но это то, что попало в кадр случайно, фоном. О чём же рассказывает в своём фильме режиссёр?
Каждый новый пассажир несёт с собой и новую социальную проблему. Интересны и типажи людей, которых выбирает режиссёр для показа западным зрителям.
Социальные проблемы Ирана.
В Иране время от времени публично казнят преступников. Вешают на строительных кранах бандитов и разбойников, показывают это по телевидению на всю страну. Как общество относится к смертным казням? Снижают они преступность или не снижают? Первый эпизод в фильме, с актёрами, рассказывает как раз об этом. Особенно забавна постановка, где к казням призывает карманник, который себя подаёт как Робин Гуда, не обижающего простых и бедных людей. Ему оппонирует "случайная" попутчица-учительница, которая против смертной казни и считает, что нельзя так просто лишать людей жизни.
Следующий пассажир оказывается не просто человеком маленького роста, но и торговцем западной культурой. Он продаёт западные блокбастеры на компьютерных дисках. Делает свою маленькую торговлю и случайное знакомство с известным режиссёром описывает знакомым как партнёрство по бизнесу. Этот эпизод показывает как западную массовую культуру воспринимают в Иране. Запретный сладкий плод. Опять очень знакомо, не правда ли? Сам себя маленький человечек с дисками считает полезным. "Это кино не показывают в Иране. Как иначе студенты их увидят?"
Парочка пожилых женщин, скорее всего персиянок, срочно везут рыбок к реке, какое-то суеверие заставляет их каждый год в одно и то же время менять этих рыбок. Персидское большинство вообще показано в фильме весьма иронически. Мол, и набожность у них показная, да и суеверные они, не образованные.
Потом в машину попадают жертвы аварии. Красная краска заливает лицо одного актёра, актриса изображает его жену и истошно вопит. Тут рассказывается о том, что по закону иранские женщины не получают имущество супруга автоматически, нужно специально завещание.
Но на этом моменте сценарий поездок по Тегерану и знакомства с социальными проблемами резко меняется. Скорее всего автору становится понятно, что слишком скучно выходит и ненатурально. Таксист-режиссёр высаживает своих пассажирок, тех самых, которые пытаются преодолеть смерть при помощи рыбок, и их проблемы, а сам едет за племянницей. Он должен забрать её, но забыл о времени и опаздывает.
Здесь Джафар Панахи делает небольшой фокус. Племянница рассказывает, что должна снять фильм для школы. Но "чтобы он был разрешён к показу", надо соблюдать определённые правила. Множество требований. Нужно соблюдать уважение к исламскому женскому платку. Никаких сцен секса и насилия. Никакой чернухи. Положительный герой должен быть с бородой и носить имена пророков, а не иранское имя. Он не может носить галстук. Но сделать такое кино очень непросто даже самой школьнице.
По сути дела режиссёр сделал символом требований властей Ирана к созданию фильмов маленькую племянницу, которая пытается создать кино "пригодное к показу".
Сцена с мальчиком-мусорщиком, который поднимает деньги и не хочет их отдавать. Девочка не хочет портить фильм и просит мальчика вернуть деньги назад. Уговаривает его. "Хочу показать жертвенность и доброту..." Но не тут-то было.
- Ради твоей мамы. - У меня нет мамы.
Иранская цензура - это маленькая глупенькая капризная девочка, с которой режиссёр разговаривает с позиции взрослого и умного мужчины.
Социолог заметит деталь, почему нельзя положительным героям носить персидские имена? Ведь в Иране большинство населения персы. Но опыт жизни в СССР быстро подсказывает ответ. Понятно, это же борьба с "великоперсидским шовинизмом". И действительно, в Иране у власти находятся люди, которые считают персидский национализм опасной угрозой. Ставка делается на интернациональный шиитский исламизм.
Далее мы увидим бывшего соседа режиссёра, который был избит и ограблен, но не решился заявить в полицию. Он знает своих грабителей. Но совсем недавно по телевидению транслировали казнь разбойников и он просто не может себя заставить так поступить. Этот персонаж богат, у него дорогая машина. Он носит галстук. Явно хороший человек и до сих пор боится за свою жизнь. Однако, его деньги помогли парочке грабителей решить свои проблемы и он их прощает.
Именно об этом случае режиссёр вспоминает своей племяннице. "Этот хороший человек, но он носит западный галстук..."
Когда в машину села очередная пассажирка, дама с букетом роз в руках и небрежно наброшенном платке, то очередное дежавю ожидает российского зрителя. Политковская воскресла. Да, да, да, это она, даже физически похожа. И разговоры всё о том же. О страшной власти, которая держит в тюрьмах невинных девочек, пытавшися пробраться на стадион. По законам Ирана женщинам запрещено ходить на соревнования, где они могут увидеть частично ображённых мужчин. Кстати, на этот сюжет Джафар Панахи снимал один из своих фильмов. Дама - адвокат. Её пытаются лишить этого звания через коллегию адвокатов, а она организует голодовки зключённых. "Они всегда действуют одинаково, пытаются обвинить меня в связях с ЦРУ, МОССАДом и Ми-5..."
В общем, всё понятно. Плохая тоталитарная власть борется с художником, который остаивает свободу творчества. Но есть диссиденты, помогающие им. И есть Запада, который нам всегда поможет.
В финале картины, когда добрый режиссёр и его племянница выходят из машины, чтобы вернуть глупованым и суеверным женщинам персиянкам их забытый кошелёк, неизвестные в мотоциклетных шлемах вскрывают машину и камера регистратора перестаёт снимать.
Драматический момент. Зритель так и не понимает до конца, обычные ли это воры или сотрудники спецслужб Ирана, которые что-то ищут. Да, скорее всего это именно "стражи исламской революции", ведь они сказали, что потом ещё раз вернутся. Вряд ли обычные бандиты будут настолько привязчивы к бедному Джафару таксисту.
В целом понятно, почему картины Джафара Панахи так нравятся западным критикам. Он умело работает с актёрами, создаёт атмосферу даже такими скупыми средствами как мокьюментери, используя одну камеру. Запретить такому человеку снимать фильмы - дело бесперспективное. Он и на бедном материале может создать весьма пафосное произведение искусства.
Власти Ирана можно только пожалеть. Если Запад раздаёт премии за документальное кино, то, значит, у него для Ирана есть свой план. Свободу иранским энергоносителям! Свободу иранским политзаключённым! Свободу режиссёрам и диссидентам!
Да не знают ваши руки боли!
Да помилует их всех Аллах!
Взять "Такси" до очередной перестройки Ирана
Режиссёр, продюсер, автор сценария: Джафар Панахи
Длительность: 82 мин Страна: Иран Язык: фарси Год: 2015
Рассматривая фильм, который настолько нравится международным критикам и завоёвывает множество престижных кинематографических наград, лента "Такси" уже взяла «Золотого медведя» 65-го Берлинского международного кинофестиваля и призФИПРЕССИ, нельзя не столкнуться со странным двойственным впечатлением.
Безусловно мы имеем дело с культурным феноменом высокого уровня, однако, наша русская культура даёт дополнительный объём всем символам и темам, которые приходят из современного иранского общества при помощи этой картины. Русский социально-исторический опыт накладывается на весьма прозрачное повествование иранского режиссёра азербайджанского происхождение и мы получаем ценное знание не только о социално-политическом мире Ирана, но и о нас самих.
Да не знают ваши руки боли! Эта фраза очень часто звучит в фильме. Для таксиста очень важно, чтобы его руки не болели.
Кто автор? Иранский азербайджанец. Джафар Панахи родился 11 июля 1960 года в в городе Миане провинции Восточный Азербайджан. Он успел повоевать в бесконечно бесмыссленной ирано-иракской войне, которая была попыткой США подавить при помощи тогда ещё проамериканского диктатора Саддама Хусейса новорождённую шиитскую революцию мулл. Ветеран Джафар Панахи стал заниматься кино, писал сценарии, был помощником режиссёров и очень скоро добился известности на Западе, снимая фильмы, которые официальные власти Ирана определяют как "чернуху".
Тут русский зритель вздрогнет. Очень знакомая ситуация. Перестройка в СССР родила целый жанр подобного кино, которое отчаянно боролось с советской цензурой.
Джафар Панахи тоже боролся с цензурой иранской, его фильмы ставили на полку, но западные критики неизменно награждали престижными призами. Режиссёр бичевал социальные пороки Ирана, которые власти скрывают при помощи цензуры. Этот конфликт привёл к судебному запрету на съёмку фильмов для Джафара Панахи, кроме того, он не может свободно выехать из страны.
Дело осложняется тем фактом, что Джафар был арестован за участие в митингах по поводу подтасовок во время выборов. Однако содержание в тюрьме только сделало иранского режиссёра более популярной и уважаемой фигурой. По-крайней мере на Западе. Свои фильмы Панахи снимает нелегально и оправляет за границу, где их с восторгом встречают и награждают. Так, одну из своих запрещённых картин он переправил на флешке внутри торта.
Здесь вздрагивать будет уже более юный зритель, который помнит митинги на Болотной.
Каким образом Джафару Панахи удаётся умудряться снимать свои фильмы с весёлыми называниями типа "Это не фильм" и оставаться живым и здоровым, даже приумножать свою известность? Спросите об этом Навального.
Судя по всему Джафар Панахи принадлежит к влиятельному клану иранских азербайджанцев. Если человек даже после судебного запрета спокойно продолжает снимать кино в Иране, то либо власть в этой стране невероятно либеральная, либо его просто не могут трогать. Власть в Иране действительно весьма специфическая и совсем не либеральная. Но клан иранских азербайджанцев является одним из держателей акций "исламской шиитской революции". Это национальное меньшинство разменяло борьбу за национальную независимость на самые высокии посты в иерархии государства Иран. В Тегеране азербайджанцы традиционно имеют очень сильные позиции.
Режиссёра осудили за участие в митингах протеста против результатов выборов. Один из азербайджанских кандидатов проиграл, в ответ на улицы вывел своих сторонников, которые протестовали против подтасовок. Знакомо, правда?
На российский ум немедленно приходит казус Навального. У человека несколько условных сроков, он якобы под домашним арестом, однако, сей политик явно под чьим-то покровительством продолжает свою деятельность. Кровавый режим ничего не может сделать с борцом за свободу.
Вот и Джафар Панахи на всё реагирует с загадочной улыбкой. Власти его преследуют, а он знай себе снимает фильмы и отправляет их на Запад.
Как сделана картина "Такси"?
Псевдодументальное кино стало очень модным, если уж западные режиссёры наснимали "Боратов", то иранцам сам Бог велел при помощи этого метода обходить судебные запреты и рассказывать о современном Иране и его социальных проблемах "ПРАВДУ". Тут используются и актёры и обычные люди вперемешку. Есть импровизация, есть жёсткая заданность тем и того, как они раскрываются.
В фильме "Такси" Джафар Панахи использует сразу несколько очень важных приёмов. Весь фильм снят при помощи регистратора и нескольких вкраплений кадров с дешёвого фотоаппарата, которым Джафара снимает его племянница. Она тоже делает фильм, но фильм "разрешённый к показу", об этом немного позже.
Интересно, что социальный статус режиссёра в этом фильме показан высоким. Люди узнают его, уважительно к нему относятся, спрашивают его советов как по выбору фильмов, так и по поводу идей для создания кино. И хотя режиссёр находится в опале у государства, он всё равно уважаемый человек. Значит, в Иране есть параллельная официальной система ценностей и иерархии.
Ещё забавна деталь, в котором известный иранский режиссёр должен подрабатывать таксистом, а заниматься кинематографом ему запрещено. Советские старожилы ещё помнят фразу про "поколение дворников и строжей", когда многие представители творческих профессий должны были зарабатывать деньги в странных местах. Рокер Цой кидал уголь в кочегарке. Режиссёр Джафар Панахи крутит баранку. Только дорогу он знает плохо и постоянно норовит не взять денег с клиентов.
Используя как декорации к фильму улицы современного Ирана режиссёр даёт уникальную возможность его показать изнутри.
Как визуально выглядит современный Иран? Похож на поздний СССР. Очень много дешёвых машин. Продавцы различных товаров подскакивают в пробках и предлагают купить современную западную музыку. По улицам бродят мальчишки, которые собирают пластиковые бутылки на переработку. Улицы чистые, дороги хорошие. Несмотря на международные санкции, народ выглядит неплохо. Девушки носят мини-юбки, правда, на штаны. Все в мусульманских платках, но уже появляются отдельные женщины, которые вместо чёрных надевают цветастые, весёленькие и небрежно накидывают их на парижский манер. Встречаются и девушки на высоченных каблуках. Много вывесок магазинов, не так сильно бросается в глаза официальная пропаганда.
Чувствуется какая-то расслабленность и спокойствие, которое тоже было в начале восьмидесятых в СССР. Никакого релиозного фанатизма и в помине не наблюдается. Но это то, что попало в кадр случайно, фоном. О чём же рассказывает в своём фильме режиссёр?
Каждый новый пассажир несёт с собой и новую социальную проблему. Интересны и типажи людей, которых выбирает режиссёр для показа западным зрителям.
Социальные проблемы Ирана.
В Иране время от времени публично казнят преступников. Вешают на строительных кранах бандитов и разбойников, показывают это по телевидению на всю страну. Как общество относится к смертным казням? Снижают они преступность или не снижают? Первый эпизод в фильме, с актёрами, рассказывает как раз об этом. Особенно забавна постановка, где к казням призывает карманник, который себя подаёт как Робин Гуда, не обижающего простых и бедных людей. Ему оппонирует "случайная" попутчица-учительница, которая против смертной казни и считает, что нельзя так просто лишать людей жизни.
Следующий пассажир оказывается не просто человеком маленького роста, но и торговцем западной культурой. Он продаёт западные блокбастеры на компьютерных дисках. Делает свою маленькую торговлю и случайное знакомство с известным режиссёром описывает знакомым как партнёрство по бизнесу. Этот эпизод показывает как западную массовую культуру воспринимают в Иране. Запретный сладкий плод. Опять очень знакомо, не правда ли? Сам себя маленький человечек с дисками считает полезным. "Это кино не показывают в Иране. Как иначе студенты их увидят?"
Парочка пожилых женщин, скорее всего персиянок, срочно везут рыбок к реке, какое-то суеверие заставляет их каждый год в одно и то же время менять этих рыбок. Персидское большинство вообще показано в фильме весьма иронически. Мол, и набожность у них показная, да и суеверные они, не образованные.
Потом в машину попадают жертвы аварии. Красная краска заливает лицо одного актёра, актриса изображает его жену и истошно вопит. Тут рассказывается о том, что по закону иранские женщины не получают имущество супруга автоматически, нужно специально завещание.
Но на этом моменте сценарий поездок по Тегерану и знакомства с социальными проблемами резко меняется. Скорее всего автору становится понятно, что слишком скучно выходит и ненатурально. Таксист-режиссёр высаживает своих пассажирок, тех самых, которые пытаются преодолеть смерть при помощи рыбок, и их проблемы, а сам едет за племянницей. Он должен забрать её, но забыл о времени и опаздывает.
Здесь Джафар Панахи делает небольшой фокус. Племянница рассказывает, что должна снять фильм для школы. Но "чтобы он был разрешён к показу", надо соблюдать определённые правила. Множество требований. Нужно соблюдать уважение к исламскому женскому платку. Никаких сцен секса и насилия. Никакой чернухи. Положительный герой должен быть с бородой и носить имена пророков, а не иранское имя. Он не может носить галстук. Но сделать такое кино очень непросто даже самой школьнице.
По сути дела режиссёр сделал символом требований властей Ирана к созданию фильмов маленькую племянницу, которая пытается создать кино "пригодное к показу".
Сцена с мальчиком-мусорщиком, который поднимает деньги и не хочет их отдавать. Девочка не хочет портить фильм и просит мальчика вернуть деньги назад. Уговаривает его. "Хочу показать жертвенность и доброту..." Но не тут-то было.
- Ради твоей мамы. - У меня нет мамы.
Иранская цензура - это маленькая глупенькая капризная девочка, с которой режиссёр разговаривает с позиции взрослого и умного мужчины.
Социолог заметит деталь, почему нельзя положительным героям носить персидские имена? Ведь в Иране большинство населения персы. Но опыт жизни в СССР быстро подсказывает ответ. Понятно, это же борьба с "великоперсидским шовинизмом". И действительно, в Иране у власти находятся люди, которые считают персидский национализм опасной угрозой. Ставка делается на интернациональный шиитский исламизм.
Далее мы увидим бывшего соседа режиссёра, который был избит и ограблен, но не решился заявить в полицию. Он знает своих грабителей. Но совсем недавно по телевидению транслировали казнь разбойников и он просто не может себя заставить так поступить. Этот персонаж богат, у него дорогая машина. Он носит галстук. Явно хороший человек и до сих пор боится за свою жизнь. Однако, его деньги помогли парочке грабителей решить свои проблемы и он их прощает.
Именно об этом случае режиссёр вспоминает своей племяннице. "Этот хороший человек, но он носит западный галстук..."
Когда в машину села очередная пассажирка, дама с букетом роз в руках и небрежно наброшенном платке, то очередное дежавю ожидает российского зрителя. Политковская воскресла. Да, да, да, это она, даже физически похожа. И разговоры всё о том же. О страшной власти, которая держит в тюрьмах невинных девочек, пытавшися пробраться на стадион. По законам Ирана женщинам запрещено ходить на соревнования, где они могут увидеть частично ображённых мужчин. Кстати, на этот сюжет Джафар Панахи снимал один из своих фильмов. Дама - адвокат. Её пытаются лишить этого звания через коллегию адвокатов, а она организует голодовки зключённых. "Они всегда действуют одинаково, пытаются обвинить меня в связях с ЦРУ, МОССАДом и Ми-5..."
В общем, всё понятно. Плохая тоталитарная власть борется с художником, который остаивает свободу творчества. Но есть диссиденты, помогающие им. И есть Запада, который нам всегда поможет.
В финале картины, когда добрый режиссёр и его племянница выходят из машины, чтобы вернуть глупованым и суеверным женщинам персиянкам их забытый кошелёк, неизвестные в мотоциклетных шлемах вскрывают машину и камера регистратора перестаёт снимать.
Драматический момент. Зритель так и не понимает до конца, обычные ли это воры или сотрудники спецслужб Ирана, которые что-то ищут. Да, скорее всего это именно "стражи исламской революции", ведь они сказали, что потом ещё раз вернутся. Вряд ли обычные бандиты будут настолько привязчивы к бедному Джафару таксисту.
В целом понятно, почему картины Джафара Панахи так нравятся западным критикам. Он умело работает с актёрами, создаёт атмосферу даже такими скупыми средствами как мокьюментери, используя одну камеру. Запретить такому человеку снимать фильмы - дело бесперспективное. Он и на бедном материале может создать весьма пафосное произведение искусства.
Власти Ирана можно только пожалеть. Если Запад раздаёт премии за документальное кино, то, значит, у него для Ирана есть свой план. Свободу иранским энергоносителям! Свободу иранским политзаключённым! Свободу режиссёрам и диссидентам!
Да не знают ваши руки боли!
Да помилует их всех Аллах!