Между ладошками

Игорь Манцов

Между ладошками

Три балбеса

На Первом канале повторяют беседы Соломона Волкова с Евгением Евтушенко, периодически подключаюсь. Кроме прочего, Волков объявляет: Сталину очень нужен был Железный Занавес, вот злодей его и реализовал в своих корыстных интересах, всему народу на беду.

На самом же деле Железный Занавес нужен был как раз пресловутому «народу». Таким образом, например, жёстко и демонстративно понижался статус актуальной западной образности, к которой по факту воспитания/образования имели доступ недовольные реальным всеобщим равенством, претендовавшие на решающие преимущества и на социальное доминирование советские «грамотные».

Если этот самый Железный Занавес на самом деле задумал и реализовал персонально Сталин, то он воистину Отец Народов и Мудрец Вселенского Масштаба; уважаю, люблю.

Когда Соломон Волков говорит то, что говорит, он не лукавит. Попросту не понимает. «Эти люди» не понимают базовых вещей. Они искренние, славные, чаще хотят «как лучше». Но у них специфический горизонт восприятия: между ладошками. В следующем году будет столетие Великой Революции, непременно широко отмечу, загадаю Желание.

А днями раньше всё тот же, безусловно лидирующий у нас по качеству, Первый канал и тоже в ночном эфире показал американскую кинокартину «Три балбеса» (2012). Случайно попал, за 15 секунд влюбился, ещё через 15 секунд опознал авторов – любимейших из любимых. Что и подтвердила телевизионная программа.

Досмотрел до конца, прокомментирую не столько даже художественный текст, сколько социальный контекст.

Без преувеличения великий этот фильм, наследующий «немой комической», повествует о воспитанниках детского приюта – троих идиотах, принципиально неспособных к полноценной адаптации в обществе.

Поражает интонация: три идиота не умнеют, не развиваются, на это попросту нет никакой надежды, какими были в детстве, такими остались в зрелости. Это, однако же, не влияет на их статус главных героев!

Они брошены родителями, они, поэтому, дурно воспитаны и предельно несообразительны, но они, повторюсь, в центре повествования.

Такова американская ментальность: у плохо воспитанных простаков-идиотов свои особенности, однако, эти особенности – вещи преходящие, частности. Все люди равны. Все могут быть героями повествования. И если протагонисты не способны обеспечить тонкую психологическую вязь, пускай про них будет «дурацкая» история с мордобоями, погонями и выкрутасами. Однако, эта картина ничем не хуже, ничуть не глупее выдающихся опусов Бергмана с Бунюэлем.

Фаррелли

И в самом деле, братья Фаррелли ни капельки не хуже. В своё время мы посмотрели несколько их эксцентричных комедий в рамках заседаний тульского киноклуба. На последовавших обсуждениях было легко доказано, что «глупость» у Фаррелли – форма, упаковка, содержание же - огромное, всеобъемлющее.

«Все без ума от Мэри», «Я, снова я и Ирэн», «Застрял в тебе», «Девушка моих кошмаров» - вещи, повторюсь, на уровне условных «бергмана с бунюэлем», просто за героев там не интеллектуалы с мусорным сознанием, а люди толпы, массовые неумные человечки, которых Бог в шутку обидел умом, но не обделил вниманием и любовью.

А картину с Джеком Блэком и Гвинет Пэлтроу «Shallow Hal», «Поверхностный Хэл», чудовищным образом превратившуюся у нас в «Любовь зла», я и вовсе опознал на обсуждении в качестве вещи грандиозной. Через полтора часа обсуждения вылезло такое количество полутонов, подтекстов, рифм и смыслов, что Бергман с Бунюэлем, не говоря про Германа с Тарковским, – отдыхают.


Shallow Hal

Стоит ли говорить, что российская элита никогда-никогда добровольно на подобную картину мира не согласится? «Поверхностный Иван» - с благородного разрешения Советской власти всё ещё культивировался Шукшиным, позднее зло, но внимательно/талантливо высмеивался Данелией, однако, с конца 80-х выселен в катакомбы, фактически запрещён.

Часто педалирую парадокс: американцы делают книги, кино и сериалы персонально про меня, даже не подозревая о моём существовании! Здешние и тамошние грамотные «соотечественники» - нет.

В тульских телевизионных новостях дикторша говорит примерно следующее: «Конечно, в России никто не верит во всех этих трупаков/мертвецов, как это сплошь и рядом у них в Соединённых Штатах, однако, и в России всё чаще празднуют Хэллоуин…»

Здесь подразумевается: американцы настолько дебилы, что искренне верят в живых мертвецов. Так и существуют. Они же бескультурные. Рабы доллара. Типичная расейская натуральная школа, плод инфантильного сознания.

На деле, конечно, американцы, как взрослые, понимают подобные вещи метафорически.

Вот, например, национальное американское самосознание объясняет Стивен Кинг:

«Монстры и привидения существуют. Они всегда живут и борются внутри каждого из нас, а иногда побеждают».

Россияне, к сожалению, настолько запутали сами себя, что приписывают собственный гремучий натурализм – здоровым заокеанским людям.

В конечном счёте, регулярное воскрешение Сталина, регулярная его актуализация в комплекте с приписываемым ему всемогуществом и миллионом кровавых преступлений есть не что иное, как всё тот же подростковый натурализм.

Первый канал показывает богато сработанный сериал «Таинственная страсть» по роману Василия Аксёнова, о шестидесятниках. Нарцисс вспоминает нарциссов, будто бы героически противостоявших Советской Тирании, а на деле нагло кормившихся с руки растерявшейся послесталинской партийно-правительственной элиты.

Смотрю кусками, лишний раз убеждаюсь в том, что власть по-прежнему ведёт с простонародьем опасную игру. Методично обвиняя США, списывая на «проклятых империалистов» все мыслимые грехи и убеждая простонародье в том, что она, власть, с простонародьем в одной лодке, сигналят «грамотным» всевозможными способами: не волнуйтесь, мы лишь в очередной раз ловко одурачиваем дурачьё, на деле всё по-прежнему, «мы вместе», «мы одной крови».

Я, конечно, невоспитан и простоват, но не дурачьё. Присматриваюсь, похохатываю, загадываю желания.