Мушкетеры короля. Национальная гвардия РФ. Золотов.

Оригинал взят у в Мушкетеры короля

Объявление о создании «Многонациональной гвардии» случилось только на этой неделе, а все ведущие СМИ за редкими и понятными исключениями уже успели обсосать тему до костей. При этом повод не самый интересный – вектор в целом понятен и шаги в эту сторону вполне просчитываемы. Однако есть нюансы. Интересен, как водится, информационный контекст обсуждения.

Несмотря на тотальный охват всех факторов, приведших к новой (на самом деле «старой») силовой вертикали, на мой взгляд упускается из виду несколько самых очевидных деталей:

1) Нет ничего более нелепого, чем приписывать новой структуре функции подавления массовой демократии в РФ. Колокольцев с этим справлялся на пять с плюсом без всяких видимых усилий. В свое время ему даже не пришлось значительно реформировать московскую полицию для подавления вспышек народного гнева. Да и есть ли какая-либо опасность в показных «оранжевых собраниях» после двух лет наблюдения за соседями по Lebensraum?

2) «Личные армии» на определенном этапе развития существовали и существуют во всех странах второго и третьего миров. В качестве унаследованных аппендиксов они есть и у государств 1848 года. Они могут по-другому называться, но существо их деятельности остается неизменным – охрана действующего режима и лично главнокомандующего. Американская национальная гвардия в момент возникновения имела похожие функции, но к середине XX все зубы пообтесала, став просто еще одним ОМОНоподобным инструментом в руках федеральных властей. Сравнивать ее, как с аналогичными по названию службами Европы, так и Ближнего Востока не следует. Если пристально искать аналогию, ситуация РФ напоминает аналогичную службу Туниса или ряда стран Латинской Америки. В последнем случае совпадает не только правовой и силовой контур служб, но и процесс их эволюции. В Венесуэле или Чили подобные структуры без конца реформируют, создавая идеальный баланс сдержек и противовесов для компрадорской элиты.

Количество форм этого явления бесконечно разнообразно. Нельзя не отметить, что в 3 из 4-х случаев сами охранные структуры первых лиц являются движущей силой дворцового переворота. Разумеется, глава любого государства прекрасно об этом осведомлен и без крайней необходимости к своему виску еще одно дуло не подносит.





3) Личности самого Золотова справедливо уделяется много внимания. Странно, что раскрывая тайны и срывая покровы все поют, как по нотам. Да, это отбракованная в 96 году заготовка «путина» со всеми присущими атрибутами: Собчак, путч, 9 управление. Вопрос – какое место наш герой занимал непосредственно перед назначением и насколько его имя было на слуху? Информации на офицера «легендарной биографии» немного.

Недвижимость, протекции, строительный бизнес. Все, как у всех. Единственный интересный момент – отказ от заполнения декларации о доходах. Факт, играющий скорее на руку силовику.

Что действительно вызывает некоторое беспокойство: непотопляемый Золотов всегда имел натянутые отношения с силовыми ведомствами. И в ФСО и в МВД он сознательно приводил свою команду. Во время знаменитого «10-ти дневного отпуска» главнокомандующего в марте прошлого года, в ближайшем кругу ходили слухи о дворцовом перевороте. Согласно одной из версий, устроил его именно новоиспеченный министр многонациональной гвардии.

Затем он тоже пропал на несколько дней и над Третьим Римом пронесся слух о его умершвлении ФСБ. Дело вполне понятное и укладывающееся в общую связку фактов об участниках событий 20-летней давности. На всех портфелей с красными кнопками не напасешься. Вполне возможно, что кое-кого нужно было не пристроить, а легально убрать.

4) Когда рассуждают о личной армии президента, забывают тот факт, что такая армия уже ранее была создана. Во главе стояла более амбициозная и менее аккуратная копия Золотова, такой же точно участник святого 91-го года. С точки зрения властных полномочий, став Министром Обороны, Сергей Кожугетович получил повышение, а вот с точки зрения личных амбиций и прикладного инструментария, их подкрепляющего – понижение.

Создание «Многонациональной гвардии» было бы понятно в случае, если бы реформировалась и переподчинялась МЧС. Например, Медведеву. Такие слухи после оставления насиженного Шойгу места активно муссировались, но дело не вылилось ни в какие конкретные дела. Пока. Вероятно, реформы воспоследуют в те самые 1,5 года переходного периода монтажа нового министерства.

«Преторианская гвардия» в буквальном смысле тоже уже есть. Это родная вотчина Золотова – ФСО. Ни состав ни бюджет этой структуры неизвестны. Кроме функции прямой охраны первого лица и его резиденций, существует и подразделение инженерно-технического обеспечения, и боевые группы, и спецтехника и т. д. Бритва Оккама у аналитиков не сработала и тут.

5) Вообще-то, власть в РФ считается крайне инерционной. Это совсем не так. Практика показывает, что на прямые вызовы (приказы) верхний эшелон реагирует невероятно быстро. Практически в режиме реального времени. Поэтому имеет смысл задаться вопросом – а что в последнее время такого произошло, что вдруг оживило старую идею?

Куча интересного.

Официально завершилась (а неофициально продолжилась) операция в Сирии, относительно которой в Москву с гитарой наведался лучший друг Сергея Лаврова.

Если судить по динамике последних дух лет, повоевать придется еще не мало. Вероятно, использовать Вооруженные Силы РФ в зарубежных операциях становится опасно, а заменять их полностью ЧВК финансово накладно и не слишком надежно. Нужна структура-мутант – полностью подчиненные узкому кругу 2-3 лиц и, одновременно, финансируемая отечественным налогоплательщиком.



Разразился чудесный Панама-гейт с набором странных, явно ангажированных, смертей. Силовые ведомства, внешняя разведка и ФСБ в этой истории могут играть самую незавидную роль. В любом случае, всю скатерть нужно менять.

Народный академик РФ и, по совместительству, владетельный князь Северо-Кавказских территорий еле-еле дал себя уговорить идти на очередной срок. Создается впечатление, что если бы Рамзан Ахметович покинул обетованный пост, то ситуация в дальней горной республике накалилась бы до предела. Он создал под себя все структуры, в случае передачи которых другому лицу, мог бы выйти интересный казус. Как известно, большая часть 90-х годов прошла под знаком похожих феодальных разборок.

Поэтому нужно сделать несколько магических движений:

- его руками, легально, передать весь ресурс в федеральный общак,

- найти 100% лояльного преемника (1,5 года для этого разумный срок),

- передать ему все регалии через главнокомандующего.

Выбивание стула из-под основного
зачинщика этнического волнения в РФ большое дело.

Может единственная позитивная повестка объявленной реформы.

Самая главная ремарка, подводящая итог всему сказанному.

Проблема не в диктатуре, авторитаризме, охлократии и тому подобных вещах, определения которых никто не знает. Проблема в естественном выращивании элитных кадров. Его нет.

Весь номенклатурный резерв исчерпывается несколькими управлениями КГБ, напарниками ленинградского мэра и свидетелями Иеговы 91-го года. При этом, как видно из назначений, напрямую президенту они не подчиняются. Они ему рапортуют внутри сложной матричной структуры.

Король унаследовал слишком много кардиналов со своими гвардиями. Можно только лавировать, перебрасывая их из одного кабинета на Старой Площади в другой. На одном месте значительное время их держать становится физически опасно.

Как всем становится понятно, сделано это не случайно и совсем не благодаря задумке главнокомандующего.