Природные циклы, стайные птицы

Игорь Манцов

Природные циклы, стайные птицы

В Туле состоялся X Международный фестиваль уличных театров «Театральный дворик». Выходит, он у нас жив с давних пор, однако, я на объемные красные указательные стрелки, направляющие городского фланера к различным многочисленным площадкам, внимание высокомерно не обращал. Да и теперь, случайно увидав информацию о выступлении в рамках фестиваля питерского молодежного оркестра Street-band, собирался познакомиться единственно с ним, польстившись на обилие в руках исполнителей духовых инструментов: ритмизованная медь моя слабость. Вечер пятницы, таким образом, прошел на ура, оркестр оказался хотя и молодежный, но сильно-сильно качественный: в оставшиеся два дня, поэтому, как сумасшедший подтанцевывал на еще трех их выступлениях.

Манцов: Театральный дворик

Постепенно, однако, даже и медь, даже и ритм с драйвом ушли на второй план. В субботу мелкими перебежками сновал туда-сюда по центральной городской улице, проспекту Ленина, силясь успеть с одной площадки на другую. Труппы разного жанра и профиля, от жонглеров с клоунами до танцоров с мастерами пантомимы, героически доигрывали в дождь, хотя с подлинно тропическим ливнем и они закономерно не совладали, временно свернулись. Были вещи совсем невообразимые, так один ловкий итальянец постепенно оказывался внутри красного надувного шарика двухметрового диаметра, словно бы ввинчиваясь вовнутрь головою. В воскресенье действие переместилось с городских улиц на набережную реки Упы, которую в последнее время городские власти изобретательно и методично благоустраивают, впрочем, как и центр города в целом. С 14 часов и почти до полуночи провел именно там, не замечая ни дневной жары, ни вечернего дождя. Даже написал впоследствии комментарий в социальной сети, где поводом явилось выступление Стрит-бэнда. Приведу его, чтобы дать непосредственный отклик с неприглаженной эмоцией: «Браво! Был на всех четырёх выступлениях: и на Большой Сцене в Кремле, и внутри толпы рядом с тепловозами вы одинаково хороши. Собственно, на фестивале первоначально оказался именно благодаря вам, стремительно втянувшись и уже в вскр на набережной оценив всех остальных - артистов, организаторов и... туляков, среди которых много лет живу, про которых никогда не думал так хорошо, как в эти выходные. Вот уже третий день всех люблю)))».

Итак, эмоционально меня это всё, включая душераздирающий финальный концерт казанского ВИА «Волга-Волга», где зрители неистово танцевали и пели вместе с «бродячими артистами», в том числе теми, что на ходулях, - буквально оглушило. Переходим к умеренной аналитике. Ну, во-первых, термин «международный» весьма относителен. Было совсем немного белорусов, была (вечер субботы, в городе) американская музыкальная группа «Красные Элвисы», составленная из русских эмигрантов (между прочим, единственное, что не понравилось). Это «международная» составляющая? Скорее, за неё отвечали два европейца: клоун-импровизатор из Испании и тот самый итальянец, который вытворял с воздушными шарами бог знает что. Что важно? Оба очень основательны, даже и не представляю, какими тульскими пряниками парней заманивали. Оба, что называется, «без ансамбля». Да потому, что мегапрофессионалы. Квинтэссенция западного индивидуалистического подхода: ты добиваешься качества и закономерно реализуешься. Представительствуешь потом на форумах любого уровня и в любой стране. Полагаю, в России подобное невозможно. Обязательно нужны команда, «банда», как теперь принято говорить. Даже мега-талантливых юношей из Стрит-банды опекал/объявлял руководитель средних лет. Не сольёшься с коллективом, не обзаведёшься пресловутой «крышей» - останешься с женою на кухне. Будет ли она рада твоим неоплачиваемым фокусам – вопрос. Впрочем, не вопрос: не будет.

Если я правильно понял, все российские участники не кончали актерских и цирковых школ. Те наши, кто кончал, мыслят себя только на верхних этажах социальной лестницы. Выступать перед провинциалами под дождём им, как говорится, западло. Если карьера в «серьёзных» театрах, на кино и телевидении не сложится – скорее, сопьются, нежели понизят социальную планку. То есть у нас официальная престижная корочка тотально деформирует и мозг, и культуру. Думаю, испанец с итальянцем не поняли бы, почему нельзя совершенствоваться и достигать без корочек и без «крыш», почему три-четыре десятка восхищенных зрителей на тульской улице это позор и провал, а участие в телевизионном или кинематографическом постсоветском убожестве это «достоинство». У меня нет сил и намерения давать общую панораму с детальным разбором, да и читателю «Русского интереса» вряд ли это необходимо. Перехожу, поэтому, к самому главному и в тезисном режиме. Первый же спектакль, который я увидел на зеленой траве перед главной сценой фестиваля, буквально ошеломил меня и перепахал. Я не видел ещё ничего другого, а уже понял, про что буду писать в этой колонке.

Манцов: солнце и луна вместе

Называлось действо «Карнавал Солнца и Луны», а представлял его питерский театр «СоЛу». Постановку можно, видимо, найти в сети, но смотреть в записи не имеет никакого смысла. Это ритуальная архаика, которую нужно переживать непосредственным образом и в неокультуренном пространстве: день борется с ночью, Солнце сдаёт свои позиции Месяцу, но потом-то возвращается. Шестеро ярких персонажей, обозначающих силы дня, располагаются с одной стороны площадки, шестеро чёрных, обозначающих силы ночи, готовятся напротив. Половина тех и других на ходулях. Затейливые костюмы, густой грим, основательные гримасы. Женщина-гроза тайком набирает в рот керосин, а потом выплевывает гигантский сноп пламени, дотла сжигающий пюпитр с нотами, по которым дирижировала ходом небесных светил девушка-заводила. Сначала активны шестеро светлых, они активно пугают противника, вытесняя шестерых тёмных с их, казалось, надёжных позиций. Потом ситуация меняется на противоположную. Периодически устраивают свои локальные баталии те или иные бойкие персонажи, ну, точно мифические Пересвет с Челубеем. Ушёл на другую площадку, не досмотрев. Просто потому, что это мощное «бессмысленное» зрелище достало до самых архетипических глубин и в короткий срок жёстко выбило из привычного режима существования. Убежал туда, где взаимодействовали гигантские журавли другой труппы из Петербурга (Ленинград – нравится мне гораздо больше): феерия «Кстати о птичках» от «Bezlim F (theater)» свела туляков с ума. Снова лишенная нарратива, социального и психологического измерений мистерия, где птицы учатся летать, преодолевая страх, неумелость и ещё массу комплексов, которые попросту невозможно вербализовать. На этой площадке другие две сотни зрителей точно также синхронно вырабатывали те же самые мистериальные гормоны, ибо зрелище добиралось до прапамяти, до склада коллективных бессознательных представлений, минуя логику, опыт и любого рода социальную аналитику. С каждым спектаклем, с каждой клоунской выходкой, с каждой музыкальной возгонкой место всё более напрягалось коллективными допсихологическими вибрациями, превратившись к заключительному концерту в натуральное Место Силы.

Манцов: СоЛу

Между тем, в предшествовавшие фестивалю недели из чистого любопытства посмотрел пару очередных сериалов Первого канала, которые призваны были задать новый уровень с новым стандартом: «Садовое кольцо» и «SPARTA». Давно уже пора создать здоровую буржуазную массовую культуру, которая адекватно описывала бы общество нового типа. Но снова тотальный провал. Опять вместо того, чтобы делать буржуазную самодостаточность и соответствующее самодвижение жизни внутри своего социального круга, своего «садового кольца», неумелая культурная обслуга внаглую, втупую сваливает вину на простаков-плебеев. В «Садовом кольце» низы дюже жадные и завистливые, в «SPARTе» же они и вовсе нацисты, мечтающие истреблять слабых с больными, блокируя, кроме прочего, интеллектуальную конкуренцию. Героический следователь в «SPARTе», разоблачивший нациста, хотя плечист, но всё равно болен, вечно кашляет и задыхается. О, это надо видеть: смешно, насколько же механически сконструировано. То есть без нас, простаков, давно обособившиеся в материальном и социальном смысле слои жить по-прежнему никак не могут. Деньги самостоятельно считать могут, а сочинить историю без нашего зловещего участия – нет.

Между тем, буржуазный сюжет должен отражать буржуазную модель мира: там, где первоначальная сделка, там первособытие, Большой Взрыв и начало времён. Американцы же справляются! Наши поборники духовности вечно шпыняют тех за расчётливость. Но, может, именно поэтому у американцев нет революций: каждый их сюжет должен уместиться в промежутке от начала сделки до перераспределения, по тем или иным причинам, доходов с дивидендами. Наши же хотят, чтобы и модель мира с доминирующим Преданием, и эффективный капитализм в одном флаконе. А так не бывает. И так не будет никогда. 1917-ый был в первую очередь об этом, хотя мало кто это признаёт. И вот связываем теперь копеечный фестиваль уличных театров с затратной телевизионной лабудой. Поскольку постсоветская ставка властей на широко понимаемое Предание возобладала, глубинным коллективным усилием канонизирована та архаика, которая реализует себя до всякого нарратива и до буржуазных «интересностей». Тутошние киношники пыжатся, но, даже подворовывая западные идеи, психологически насыщенного сюжета на материале взаимодействия суверенных личностей, каждая из которых обладает свободной волей и сильным личным интересом, сделать не могут. Вся правда нашей теперешней жизни – в битвах Солнца и Луны, в биологическом порыве журавля, в отстраняющей логику ужимке клоуна. Уж поверьте моей художественной интуиции: как идеология, так и мелкая моторика артистов уличного театра полностью соответствуют нашему коллективному бытию, схватывают его тотально. Я-то опознал «житие мое» на раз. А на два и на три с удовольствием и восхищением разбирался в деталях.

Советский Союз, постановивший считать началом подлинной Мировой Истории Октябрь 17-го, был не дурак. Ну, или дайте индивидууму полную свободу реализации. Чем русский Ваня хуже испанского клоуна, итальянского ловкача? По каким-то причинам нельзя? Кстати, верю, что на наших просторах чревато хаосом. А тогда всё равно, рано или поздно, придётся насаждать тотальный рационализм, как уже придумывали большевики. На самый крайний случай есть гениальный академик Фоменко, доказательно поставивший под сомнение достоверность всякого исторического Предания. Опираясь, между прочим, на математически рассчитанные пути небесных светил.



Поддержать колонку Игоря Манцова: /www.donationalerts.ru/r/zadumov