Игорь Манцов
Простаки, жрецы и огонек просвещения
Новые крутые повороты в деле «Матильды»: почти одновременно депутат Наталья Поклонская опубликовала ролик с неприглядными ролями зарубежного актера Айдингера, играющего в фильме Алексея Учителя Николая II, а протоиерей Всеволод Чаплин красивым низким голосом с выразительными обертонами предрек в специальном видеоролике «заслуженную гибель России» со всем ее населением, «вечную смерть и вечное проклятие» тем, кто снимал, кто снимался, кто посмотрит и кто посочувствует.
А вот мне пару недель назад попалась на глаза документальная картина Алексея Учителя «Рок», сделанная им в перестроечную годину. Там ленинградский рок-клуб и его звезды, там весьма экзальтированные и, по мне, неинтересные выступления, чередующиеся с откровениями, - долго, честно признаюсь, не выдержал.
Года три назад довелось посмотреть «Восьмерку» по сценарию Захара Прилепина (/www.kultpro.ru/item_276/ ) – тоже ужос. Еще кое-чего у Учителя смотрел, и все это есть имитация кинопроцесса. Но он вписался в киноистеблишмент на правах победителя в перестроечную эпоху, и теперь несвергаем. Чего же обижаться на победителя-буржуа? Он в своем неотчуждаемом праве. Победитель-буржуа безжалостен.
Разве кто-нибудь в начале 90-х предполагал добиться, дождаться от российского буржуа честного качества? Но только не я. Уже и деток все они включают в кинопроизводство, маладцы: капитал к капиталу, все как положено.
Как же носились с этим «Роком», с этим рок-движением! Кто носился? Я, может быть? Нет же, простак слушал «Веселых ребят» и «Лейся песню». И простак еще тогда объяснял всем интересующимся: буржуа, в особенности здешний неразвитый, не пощадит никого. Теперь вот добрался до святынь православия. Ну, а кто аплодировал падению развитого социализма и восстановлению буржуазного хитрованства? Вот же Бог учит таким образом Чаплина и ему подобных.
Я смотрел урывками другие байопики Учителя: про балерину Спесивцеву и про писателя Бунина с его одновременными женщинами. Советская власть подобного рода нездоровый интерес блокировала, просто чтобы у простаков не было лишнего соблазна, но буржуазные художники страсть как любят подглядывать за амурами и адюльтерами, ибо адюльтеры неотчуждаемы от буржуазного семейного строительства. Аутентичная буржуазная семья - с хорошими банковскими вкладами и добротной, а то и роскошной недвижимостью - актуализирует саму идею адюльтера, молится на адюльтер, ищет его везде. Где, может быть, и не было.
Если добропорядочный семьянин, последний русский император, как-то в «Матильде» задет, тем более оболган (я целиком за то, чтобы с мертвыми, даже и не канонизированными, - обращались нежно, внимательно, осторожно), это закономерный итог, если угодно, постсоветской приватизации. Кстати, теперешняя супруга Анатолия Чубайса – сценарист ранних байопиков Учителя. Есть ли тут связь? Полагаю, да. Нравятся ли Поклонской и Чаплину буржуазные порядки в их специфическом постсоветском варианте? Нужно смотреть именно в эту сторону и разбираться, если так хочется, именно с этой спецификой, с социалкой. Она хотя бы доказуема.
У меня была тульская знакомая, которая потом вышла замуж за польского профессора, настояв на его переходе в православие: очень набожная. Но помню, как ошеломила меня в юности ее фразочка про внезапно скончавшуюся мать нашей общей подруги: «Катина мама умерла от рака матки потому, что делала аборт!» Торжествующего «хе-хе», честно говоря, не припоминаю, но «хе-хе» явно подразумевалось. Шибко верующей тете из шибко хорошей семьи очень нравилось отслеживать и демонстрировать непосвященным простакам, вроде меня, небесную механику. О, она фактически осознавала себя жрицей. Вот зачем их таких поощряют в церковных общинах, почему не секут на храмовых площадях?
Жрецы, сами того, видимо, не желая, воспитывают гордыню, создавая у лиц, которые им доверяются, иллюзию метафизического прорыва. После коллективно впадают в так называемую «прелесть», принимая за просветление собственные неумные фантазии, агрессивно их впоследствии распространяя. Огонек просвещения, столь бережно оберегавшийся коммунистами, потушен.
…И все-таки мне симпатичен Чаплин своей серьезностью, правда же. Зато Учитель, кажется, слишком просчитывает варианты: с лету видно хитроватого человека. Не хотел он обидеть верующих и императора, просто на этот раз слишком хорошо все просчитал, но только в результате просчитался.
Выиграет он в тиражах или же проклятие Чаплина падет на его голову и на его судьбу? Или, может, и то, и другое? Вот не знаю, мир на самом деле загадочен, а я мал и где-то в чем-то сильно, как выяснилось, неумен. Однако же, знаю свое место: простак из слишком низовой семьи. Про 1905-ый год знаю следующее: Россия зачем-то претендовала на Корею, а Япония возмутилась и начала сильно подкосившую Россию войнушку.
Про 1917-ый год знаю следующее: Россия претендовала на Истамбул/Константинополь, но кончилось это ее завиральное, согласимся, приключенческое влечение еще хуже чем десятью годами раньше. Поскольку из исторических книжек я читал только академика Фоменко, допускаю, что эти, намертво засевшие в моей башке исторические версии, неверны. Тогда простите. Забудьте.
Все равно никакой внутренней связи с той дореволюционной Россией не ощущаю. Вообще никакой. Пустейший человек в самом буквальном смысле, ибо не связано с той Россией даже и частично мое родовое предание. А с Советским Союзом – да. Поэтому ровно в тот момент, когда Учитель заодно с Чубайсом и ленинградским рок-клубом торжествовал по поводу грядущего падения власти рабочих и крестьян, я слушал лекцию приезжего Александра Казинцева, где он открытым текстом говорил двум десяткам человек, собравшимся в огромном зале тульского Дома Профсоюзов: «Поймите, поверьте, они все это делают для себя, для себя!» Вот ведь, сотрудник «Нашего современника», русский националист, а со здоровым классовым подходом.
Но Чаплин и Поклонская до сих пор думают, что мы живем в стране заединщиков. Ан нет. Когда, быть может, по пророчеству жреца случится беда, у «них», которые «для себя», отыщутся комфортные убежища. Так что именно «они» и не погибнут. «Матильду» в перерывах на дезактивацию смотреть не станут: бледноватое отечественное кино нужно только жрецам-скандалистам, у которых плоховато с логическими цепочками, но хорошо с визионерскими закидонами. «Они» станут смотреть «интересное забугорное».
Допускаю, кстати, что Америку ждет страшное фиаско, а мы настоящая духовная территория. Правда же, допускаю. Допускаю все, что угодно: пути Господни неисповедимы. Но все-таки до той поры, пока пророчества не осуществились и твердь не разверзлась, нужно же как-то жить не одним только буржуинам и внезапно осознавшим их буржуинскую невменяемость жрецам!
Хочется элементарной логики. Просто, чтобы элементарно ориентироваться в повседневности. Чтобы худо-бедно дотянуть, если не до пенсии, то до гроба.
В небесной механике не силен, полагаюсь на авторитет депутатки и пророка: их внутренняя сила сдвинет камни, обрушит обменный курс и накажет, кого следует.
Простаки, жрецы и огонек просвещения
Новые крутые повороты в деле «Матильды»: почти одновременно депутат Наталья Поклонская опубликовала ролик с неприглядными ролями зарубежного актера Айдингера, играющего в фильме Алексея Учителя Николая II, а протоиерей Всеволод Чаплин красивым низким голосом с выразительными обертонами предрек в специальном видеоролике «заслуженную гибель России» со всем ее населением, «вечную смерть и вечное проклятие» тем, кто снимал, кто снимался, кто посмотрит и кто посочувствует.
А вот мне пару недель назад попалась на глаза документальная картина Алексея Учителя «Рок», сделанная им в перестроечную годину. Там ленинградский рок-клуб и его звезды, там весьма экзальтированные и, по мне, неинтересные выступления, чередующиеся с откровениями, - долго, честно признаюсь, не выдержал.
Года три назад довелось посмотреть «Восьмерку» по сценарию Захара Прилепина (/www.kultpro.ru/item_276/ ) – тоже ужос. Еще кое-чего у Учителя смотрел, и все это есть имитация кинопроцесса. Но он вписался в киноистеблишмент на правах победителя в перестроечную эпоху, и теперь несвергаем. Чего же обижаться на победителя-буржуа? Он в своем неотчуждаемом праве. Победитель-буржуа безжалостен.
Разве кто-нибудь в начале 90-х предполагал добиться, дождаться от российского буржуа честного качества? Но только не я. Уже и деток все они включают в кинопроизводство, маладцы: капитал к капиталу, все как положено.
Как же носились с этим «Роком», с этим рок-движением! Кто носился? Я, может быть? Нет же, простак слушал «Веселых ребят» и «Лейся песню». И простак еще тогда объяснял всем интересующимся: буржуа, в особенности здешний неразвитый, не пощадит никого. Теперь вот добрался до святынь православия. Ну, а кто аплодировал падению развитого социализма и восстановлению буржуазного хитрованства? Вот же Бог учит таким образом Чаплина и ему подобных.
Я смотрел урывками другие байопики Учителя: про балерину Спесивцеву и про писателя Бунина с его одновременными женщинами. Советская власть подобного рода нездоровый интерес блокировала, просто чтобы у простаков не было лишнего соблазна, но буржуазные художники страсть как любят подглядывать за амурами и адюльтерами, ибо адюльтеры неотчуждаемы от буржуазного семейного строительства. Аутентичная буржуазная семья - с хорошими банковскими вкладами и добротной, а то и роскошной недвижимостью - актуализирует саму идею адюльтера, молится на адюльтер, ищет его везде. Где, может быть, и не было.
Если добропорядочный семьянин, последний русский император, как-то в «Матильде» задет, тем более оболган (я целиком за то, чтобы с мертвыми, даже и не канонизированными, - обращались нежно, внимательно, осторожно), это закономерный итог, если угодно, постсоветской приватизации. Кстати, теперешняя супруга Анатолия Чубайса – сценарист ранних байопиков Учителя. Есть ли тут связь? Полагаю, да. Нравятся ли Поклонской и Чаплину буржуазные порядки в их специфическом постсоветском варианте? Нужно смотреть именно в эту сторону и разбираться, если так хочется, именно с этой спецификой, с социалкой. Она хотя бы доказуема.
У меня была тульская знакомая, которая потом вышла замуж за польского профессора, настояв на его переходе в православие: очень набожная. Но помню, как ошеломила меня в юности ее фразочка про внезапно скончавшуюся мать нашей общей подруги: «Катина мама умерла от рака матки потому, что делала аборт!» Торжествующего «хе-хе», честно говоря, не припоминаю, но «хе-хе» явно подразумевалось. Шибко верующей тете из шибко хорошей семьи очень нравилось отслеживать и демонстрировать непосвященным простакам, вроде меня, небесную механику. О, она фактически осознавала себя жрицей. Вот зачем их таких поощряют в церковных общинах, почему не секут на храмовых площадях?
Жрецы, сами того, видимо, не желая, воспитывают гордыню, создавая у лиц, которые им доверяются, иллюзию метафизического прорыва. После коллективно впадают в так называемую «прелесть», принимая за просветление собственные неумные фантазии, агрессивно их впоследствии распространяя. Огонек просвещения, столь бережно оберегавшийся коммунистами, потушен.
…И все-таки мне симпатичен Чаплин своей серьезностью, правда же. Зато Учитель, кажется, слишком просчитывает варианты: с лету видно хитроватого человека. Не хотел он обидеть верующих и императора, просто на этот раз слишком хорошо все просчитал, но только в результате просчитался.
Выиграет он в тиражах или же проклятие Чаплина падет на его голову и на его судьбу? Или, может, и то, и другое? Вот не знаю, мир на самом деле загадочен, а я мал и где-то в чем-то сильно, как выяснилось, неумен. Однако же, знаю свое место: простак из слишком низовой семьи. Про 1905-ый год знаю следующее: Россия зачем-то претендовала на Корею, а Япония возмутилась и начала сильно подкосившую Россию войнушку.
Про 1917-ый год знаю следующее: Россия претендовала на Истамбул/Константинополь, но кончилось это ее завиральное, согласимся, приключенческое влечение еще хуже чем десятью годами раньше. Поскольку из исторических книжек я читал только академика Фоменко, допускаю, что эти, намертво засевшие в моей башке исторические версии, неверны. Тогда простите. Забудьте.
Все равно никакой внутренней связи с той дореволюционной Россией не ощущаю. Вообще никакой. Пустейший человек в самом буквальном смысле, ибо не связано с той Россией даже и частично мое родовое предание. А с Советским Союзом – да. Поэтому ровно в тот момент, когда Учитель заодно с Чубайсом и ленинградским рок-клубом торжествовал по поводу грядущего падения власти рабочих и крестьян, я слушал лекцию приезжего Александра Казинцева, где он открытым текстом говорил двум десяткам человек, собравшимся в огромном зале тульского Дома Профсоюзов: «Поймите, поверьте, они все это делают для себя, для себя!» Вот ведь, сотрудник «Нашего современника», русский националист, а со здоровым классовым подходом.
Но Чаплин и Поклонская до сих пор думают, что мы живем в стране заединщиков. Ан нет. Когда, быть может, по пророчеству жреца случится беда, у «них», которые «для себя», отыщутся комфортные убежища. Так что именно «они» и не погибнут. «Матильду» в перерывах на дезактивацию смотреть не станут: бледноватое отечественное кино нужно только жрецам-скандалистам, у которых плоховато с логическими цепочками, но хорошо с визионерскими закидонами. «Они» станут смотреть «интересное забугорное».
Допускаю, кстати, что Америку ждет страшное фиаско, а мы настоящая духовная территория. Правда же, допускаю. Допускаю все, что угодно: пути Господни неисповедимы. Но все-таки до той поры, пока пророчества не осуществились и твердь не разверзлась, нужно же как-то жить не одним только буржуинам и внезапно осознавшим их буржуинскую невменяемость жрецам!
Хочется элементарной логики. Просто, чтобы элементарно ориентироваться в повседневности. Чтобы худо-бедно дотянуть, если не до пенсии, то до гроба.
В небесной механике не силен, полагаюсь на авторитет депутатки и пророка: их внутренняя сила сдвинет камни, обрушит обменный курс и накажет, кого следует.