Такая разная память в Белоруссии и России



Оригинал взят у в Такая разная память
Итак, несмотря на то, что в 5 городах уже есть улицы имени Тадеуша Костюшко, музей - реконструкция усадьбы, где родился польский национальный герой, надо вот поднимать разговор об улице, памятнике в Минске. Смотрите   /news.tut.by/society/481385.html Поляки, конечно, посмеются над тем, что Костюшко - белорусский национальный герой, в лучшем случае снисходительно похлопают по плечу (совместный труд ради моей пользы, нас объединяет). И правильно посмеются, поскольку вся польская историческая традиция XIX - XX века непредставима без апологии восстания 1794 г. и его вождя. И там Тадеушу Костюшко действительно уютно, поскольку он понимал, за какие идеалы боролся.

А почему бы тогда, коль речь идет об уроженцах земли белорусской, не поставить памятник и не назвать улицу в честь дворянина Минской губернии генерала русской армии Николая Николаевича Юденича, последнего кавалера ордена Св. Георгия II степени, победителя турецких войск в 1915-1916 гг. Костюшко - "солдат свободы", но Юденич - воевал против большевиков, тоже вот "солдат свободы".



Или Трусов и иже с ним считает, что против красных в Гражданскую войну значит не "за свободу", а героизм заключается исключительно в боях против русских войск? Только улиц в честь Юденича нет, памятников тоже. Или хотя бы двум офицерам из гротескного перечня "белорусских военачальников" вместе с Ольгердом да Витовтом, хорошо передающего ситуацию в РБ (/42.tut.by/436802), - командиру брига "Меркурий" капитан-лейтенанту А. Казарскому или генерал-лейтенанту Николаю Александровичу Бржозовскому за оборону Осовца - памятник бы поставили ради разнообразия? Впрочем, Казарскому есть памятник ... в Севастополе.

И Костюшко себя белорусом не называл, и Юденич как-то в "национальный канон" не вписывается. Некуда крестьянину податься... Остается только учредить летучее "министерство правды" и цензурировать, цензурировать.... Отсюда и тоска по админ. ресурсу как рычагу подавления инакомыслия, весь политический протест сводится к тому, что не в моих руках палка или не тех бьет.  Вот только насилие над наукой и культурой как неизбежное следствие деления на "правильных" и "неправильных", жесткое легендирование нац. исторического канона, поскольку для этого историки не нужны, востребованы журналисты, пропагандисты, богема.

Нравится это или нет, но на этой территории при всех оговорках и трактовках были и есть две великие культурные и государственные традиции: русская и польская. К сожалению, с большим конфликтным наследием. Однако нет здесь уже первой и второй Речи Посполитой, нет Российской империи со всеми их плюсами и минусами. Хотите изобретать новое?

Будьте последовательны: порвите с обеими и сосредоточтесь на любимом: тех активистах, кого в учебниках называют деятелями "белорусского национального движения", а о прочих Костюшках или Юденичах забудьте или просто говорите о том, что они родились здесь, причем не надо добавлять, что они прожили зря, потому что не были гражданами РБ, а мечтали восстановить Речь Посполитую или "за веру, царя и Отечество" жизнью рисковали. Власти РБ с идеологической точки зрения до последнего времени проявляли большее тактическое здравомыслие, когда во главу угла поставили БССР, Великую Отечественную и партизан для формирования новой исторической общности на отдельно взятой территории.

По крайней мере, чуть меньше приходилось натягивать сову на глобус (хотя только каждый третий погибший житель БССР - это особая идеологическая песня). Необходимо как-то сосуществовать и находить компромисс, а не игнорировать прошлое, поскольку оно рано или поздно, но выстрелит в тебя, если ты думаешь, что можешь его "конструировать" из политических соображений.