Тайна, Чудо, Авторитет

Игорь Манцов

Тайна, Чудо, Авторитет

Марсианские хроники.

Сильно расстроился, дочитав «Марсианские хроники» (1950) Брэдбери до конца. Полезли уши от гениального «Сталкера». Тарковский-то там безупречен, как больше нигде и никогда, а вот драматургический исходник Стругацких, оказывается, сильно от фактуры Брэдбери зависим.

Причём это не какие-нибудь «детали», а сущностные вещи. Оставленные города, где здания и вещи, самый воздух, - хранят память о давнем или недавнем присутствии человека. Внезапный звонок телефонного аппарата посреди всего этого запустения и одиночества…

Помню, когда 14-летним идиотом смотрел «Сталкера» в тульском кинотеатре «Родина», в момент, когда на Зоне зазвонил аппарат, окружавшие меня взрослые зрители буквально повалились от хохота. Что это было? Компенсаторный смех, нейтрализующий тотальное непонимание/несовпадение? По мне, единственное вменяемое объяснение.

Тарковский Сталкер.

Так вот, по прочтении новеллы Брэдбери «Безмолвные города», откуда коллизия со звонком напрямую подворована, кое-что понял, переосмыслил. Та, исходная новелла, в сущности, очень злая, смешная, она есть сарказм по поводу мечтательной и некритичной человеческой природы. Несравненное кино Тарковского, наоборот, очень напряжённо-серьёзное, вызывающе серьёзное. И вот этот самый злополучный смех – словно бы остаточек, который как живучий репей прицепился к подворованной коллизии и – контрабандно проник на иную художественную территорию.

Когда Профессор, собирается взорвать Заветную Комнату бомбой в 20 килотонн, Сталкер протестует и лезет в драку со словами «не смейте, не осталось ведь больше никакой надежды». Получается, Брэдбери против мечтательности, а Сталкер, Тарковский и Стругацкие «за».

Тарковский искренне полагает, что творит в духе «восточной философии». На деле, конечно, фантазии с надеждами – вышибают человечка из текущего момента, что пресловутой восточной философии глубоко враждебно. Выходит, и Тарковский небезупречен?

Съёмки Сталкера.

Мне прочие его картины казались в смысловом отношении, как бы это сказать помягче, не больно-то умными. Кроме «Сталкера». И вот, вчера пал последний бастион.

Знаете, как работал Брэдбери? Случайное слово или словосочетание он разгонял, импровизируя и полагаясь на работу бессознательного начала до размера новеллы. Потом новеллу эту, если захотелось, разгонял до романа. Утром всплыло на поверхность сознания единственное нелепое слово – вечером готова зубодробительная изобретательная новелла.

Негордый американец советовал поступать таким образом всем, даже и неписателям. Сочиняя таким образом хотя бы одну новеллу в неделю. Брэдбери справедливо утверждал, что написать 48 плохих новелл подряд логически и физически невозможно, и потому к концу года всякий рисковый обыватель неизбежно превратится в стоящего выдумщика.

Подворовавшие у Брэдбери Стругацкие переписывали по просьбе Тарковского сценарий «Сталкера» девять что ли раз, бред! Работали годами, словно невольники на галерах.

Новелла «Безмолвные города», вдобавок, - глобальная метафора. Суть в том, что универсальные мужчина и женщина безудержно фантазируют о своих будущих партнёрах/супругах, преувеличивая собственные достоинства и преуменьшая достоинства партнёра. Брэдбери даёт этот стиль мышления в режиме укрупнения, в режиме снижения и в режиме гротеска.

«Женевьева Селзор стояла в дверях салона. В руках у неё была раскрытая коробка шоколадных конфет. Коробку стискивали пухлые белые пальцы. Лицо – он увидел его, войдя в полосу света, - было круглое и толстое, глаза – два огромных яйца, воткнутых в бесформенный ком теста. Ноги – толстые, как колоды, походка тяжёлая, шаркающая. Волосы – неопределённого бурого оттенка, тщательно уложенные в виде птичьего гнезда. Губ не было вовсе, их заменял нарисованный через трафарет жирный красный рот, который то восхищённо раскрывался, то испуганно захлопывался. Брови она выщипала, оставив две тонкие ниточки», - такой увидел протагонист-мужчина свою воплотившуюся мечту, заветную фантазию.

Почему такой? Ну, потому что сам-то он непременно крут – это раз. И вдруг где-нибудь в Марсианских затерянных городах отыщется барышня посимпатичнее, попрестижнее.

Как это было в забавной дворовой советской песне, хорошо перепетой Владимиром Маркиным:



В доме восемь на Тверском бульваре

Ясно было даже детворе,

Что из сто второй квартиры парень –

Самый симпа-атичный во дворе…



«Безмолвные» пустые города и единственная оставшаяся, единственная доставшаяся герою женщина нужны Брэдбери лишь для того, чтобы акцентировать Заветную Встречу. Всё это про людей, про нас с вами, а не про Тайну Тайн. Фантазии и надежды на нечто невероятное здесь высмеиваются, а не воспеваются, как у Тарковского со Стругацкими.

Просто удивительно, до чего противоположный вектор. У американца никаких таких «пустых городов» нет. Два единственных человека – это ведь как будто театральный фонарь выхватил актёра и актёрку в темноте сцены. Наши же всё переворачивают, переводя в режим натурализма.

При этом взыскуют Тайны, Чуда. Об Авторитете напишем ниже.

«Здравствуйте», - она пожала его руку. Её пальцы были липкими от шоколада».

Забавно, что этот высокомерный мечтательный герой Брэдбери в глазах очаровательной толстушки тоже не Гэри Купер и не Кларк Гейбл. Женщина, что называется, наносит ответный удар. Но поскольку протагонист новеллы мужчина, и вся вещь – его внутренний монолог, унижение мужичка выглядит не столь обидным:

«…Она вернулась к нему и облапила его. «Ты совсем не то, что я ожидала, но всё же ничего», - призналась она. – «Спасибо», - сказал он, чуть не подавившись. – «Ах, этот Гейбл!» - она ущипнула его за ногу. – «Ой!» - сказал он».

Съёмки сталкера.

Не умея сочинить ничего самостоятельного, подворовывают у зрелого и безупречного американского масскульта; переворачивают это всё с ног на голову, меняя саму идеологию исходного построения; ставят на «мечту» и на «надежду»; после ругают американскую культуру как бездуховную - всё это, как говорится, по-нашему, по-коммунистически. Тарковский ведь ругаться на «пустое» американское кино был горазд.

Ещё на неделе поразило, как открывали в Москве новое здание «Табакерки». Бесчисленные телевизионные сюжеты изобиловали славословием Начальству.

Нижние чины, подневольные актёры с актёрками, - славословили Табакову, а тот - мэру Собянину. Конечно, мы приучены уже за 25 постсоветских лет к обожествлению фигуры начальника, ведь КВН Маслякова – тот уже попросту превращён в Высшую Надпартийную Школу Подобострастной Любви К Начальству Любого Уровня. Однако, одно дело КВН, другое дело - высокое и вроде бы внутренне независимое театральное искусство.

А нет, уже никому из них, нижних или вальяжных деятелей, неприличность подобного поведения непонятна. Табаков вытаскивает на сцену детей и жену, славословия и облизывание достаются уже и этим. Меры никакой нету, вкуса никакого нету, позор, но дают под вывеской Экспансия Мирового Духа.

Хорошо, что, как я уже писал в одной из прежних колоночек, сегодня в России – и опять-таки лишь благодаря экспорту здоровой западной или восточной образности – можно категорически от тутошней больной и несамостоятельной культурки дистанцироваться. Воркаут и линди-хоп, йога и буги-вуги, марафон и полумарафон…

Отдадим всевозможному начальству престижную, по его мнению, территорию Высокого, Вечного, Многомудрого. Пользуйтесь, фантазируйте и надейтесь.

Съёмки Сталкера Тарковским.

Кстати, есть версия, что председатель Госкино Филипп Ермаш сильно благоволил Тарковскому и именно поэтому разрешил бесконечно, три, что ли, раза, переснимать «Сталкера».

Начальникам нравится мучительное.