В этот день немецкая подлодка потопила сразу 3 британских крейсера



Оригинал взят у в В этот день немецкая подлодка потопила сразу 3 британских крейсера
Оригинал взят у в В этот день немецкая подлодка потопила сразу 3 британских крейсера


В этот день в 1914 году германская подводная лодка U-9 потопила 3 британских броненосных крейсера (командир - О.Веддиген, в октябре потопил еще один британский крейсер, но в марте 1915 года, командуя новой ПЛ U-29 погиб - она была протаранена линкором "Дредноут" - кстати, единственный боевой успех этого родоначальника нового класса кораблей). Так де-факто началась германская подводная война 1914-45 гг -- с перерывом на 1918-1939 гг (британский крейсер "Патфайндер" был потоплен U-21 еще 5 сентября, но там "грешили" на мину). Досталось и нам - 11 октября на Балтике U-26 потопила броненосный крейсер "Паллада" (погиб весь экипаж, другие наши крупные корабли были отозваны в базы, вообще о русских крейсерах см. тут: /nosikot.livejournal.com/1819841.html).

Германская открытка по поводу потопления "Паллады" - в корне неверная, на корабле сдетонировали боеприпасы, он взорвался...

Немцы, отчаявшись достичь паритета с Британией в надводном флоте (хотя в конце 1914-начале 1915 годов некоторый шанс на победу в эскадренном бою, учитывая сложившееся соотношение сил, у них был!) решили сделать ставку на новое оружие – подводные лодки. И, надо сказать, они были близки к успеху (несмотря на длительную кораблестроительную "раскачку", в к-рой обвиняли Тирпица)! Британский Гранд-флит фактически отступал перед подводной опасностью, уйдя из Скапа-Флоу в базы на западном побережье. Но во время 1-й мировой войны им помешала осторожность и непоследовательность в ведении неограниченной подводной войны (США постоянно пугали своим вступлением в войну в ответ), а во время 2-й – отсутствие серьезного технического прогресса в подводном кораблестроении в межвоенный период, связанный с версальскими ограничениями (лодки "VII" серии были небольшим шагом вперед по сравнению с кораблями 1-й мировой, зато техника ПЛО здорово продвинулась). В итоге в 1939-45 гг немецкие подводники, несмотря на более выгодную систему базирования, добились сравнимых с 1914-18 гг успехов, но ценой потери вчетверо большего числа своих подводных лодок, несмотря на базы в Норвегии и Франции! Правда, стоит учитывать, как я отметил раньше, что, например, над морем появилась авиация, да и аппаратура обнаружения ПЛ сделал гигантский шаг вперед.

Всего в 1-ю МВ, ценой гибели в бою 178 ПЛ (больше 5.000 подводников) германцы потопили ок. 160 боевых кораблей (ок. 20.000 погибших моряков) и 7.000 торговых судов (ок. 13 млн.т, 15.000 погибших гражданских моряков), в т.ч. почти 200 судов (ок. 0,5 млн.т) потопил "чемпион" среди подводников Л.А. де ла Перьер (потомок французских гугенотов, сбежавших в Германию). Во время 2-й мировой - ценой гибели 783 ПЛ (почти 30.000 подводников) уничтожено 175 боевых кораблей (больше 35.000 моряков) и почти 3.500 торговых судов (ок. 15 млн.т, больше 35.000 моряков)

Лотарь Арно де ла Перьер - самый результативный подводник в истории (погиб в феврале 1941 г. в авиакатастрофе - !)

СССР, под впечатлением от видимых успехов немецких подводников, принял стратегию подводной крейсерской войны, обладая прескверными стартовыми условиями – базы на севере недалеко от границы с Норвегией, а на Тихом океане – изолированная Камчатка и полузакрытое Японское море, да и наша техника, долгое время, оставляла желать лучшего - и это против поднаторевших в противолодочных операциях англосаксов... Говоря о германской подводной войне часто забывают об абсолютных потерях подводников, а они достигли (только погибшими - основной вид потерь на ПЛ) 40% в 1-ю мировую войну и 70% во 2-ю – "выдающийся результат" в сравнении с любым другим родом войск!