Молодой оперативник расследует убийство девушки. Вскоре он находит подозреваемого, который признается в преступлении. Вроде бы справедливость восторжествовала, дело закрыто, но оперативник замечает странности и нестыковки в расследовании. Главный герой, несмотря на неодобрение начальства, решает подробнее разобраться в этом деле. Цепочка событий приводит его в поселение золотодобытчиков, где наружу всплывают новые тайны погибшей девушки…
Фильм "Мой убийца" привлёк значительное внимание кинематографического мира и международной прессы. Якутское кино осваивает жанр триллера в формате национального колорита. Большая часть этой картины идёт на якутском языке с русскими субтитрами. По-крайней мере мы увидели именно эту версию.
Подражание азиатскому кинематографу в его корейском изводе стилизует якутское место действие под внероссийские реалии. Это ещё не Чечня, но уже не Татарстан. Русские персонажи переходят на якутский язык в моменты официальные, якуты переходят на русский, когда хотят, чтобы от них отстали. Интимность всегда на родном языке.
Внешний рисунок работы - это скорее детективная история о расследовании убийства, снятая в неторопливой манере. Главный герой каждый день на работе сталкивается с насильственной смертью и, в отличии от своих коллег, не остаётся равнодушным к обыденности убийства в большом городе.
Красивая девушка лежит в луже крови. Хорошо обставленная квартира. Милое лицо и застывшие капли глаз.
Весьма примечателен момент, когда четыре человека в комнате над телом убитой девушки ведут одновременно два диалога. Один о том, как она была убита - рана, орудие убийства, второй о продаже холодильника - стоимость, качество. Не слышно никого, но мысль режиссёра понятна.
Лучшей иллюстрации к равнодушию правоохранительной системы найти трудно. Это механизм, в котором чудом оказался живой человек. Его заставляет искать разгадку убийства собственная трагедия.
У главного героя был убит отец, а преступник никогда не найден. Конечно, личная жизнь сыщика не складывается из-за его работы.
Раскрывать сюжет не имеет смысла, но надо сказать, что поиски убийцы приводят сыщика из города на природу, в посёлок золотодобытчиков. Дальше начинается уже почти вестерн, точнее истерн. Погоня за правдой на фоне гор, рек и равнодушной природы.
Внутренняя линия фильма - это размышления о городе и природе, которые друг другу противостоят. Частично он возрождает традиционный для якутского языческого мировоззрения дуализм. Сейчас якуты православные, но дохристианские корни прорастают в образы сёстер-близнецов.
Одна из них живёт в городе и внешне успешная. Другая живёт в пригороде, в разваливающемся деревянном доме. Она завидует сестре и хочет стать другой, красивой, богатой.
Вымытое из земли золото реализует эти мечты, но они весьма далеки от того, что хочет человек. Золото обрекает человека на ошибки, золото несёт с собой проклятие. Получив вожделенное золото одна из сестёр теряет сама себя, свою личность, родственников, работу, дом. Она остаётся одна и убегает назад, на природу. Но и там её находит город и её наказание.
Город для якутов - это и мечта, куда хочется убежать и страшный враг, который лишает всего. Эдакий золотой Вавилон. Но и природа не приносит спокойной жизни. Из неё можно вымыть золото, не вернуть самого себя.
Ответ есть у главного героя. Он занимается любимым делом. Неважно где, на природе или в городе. Он остаётся самим собой и якутом. Он ловит убийц. Ловит оборотней, потерявших человеческий облик.
Впечатляющая работа оператора Искандера Иванова. Речные и горные пейзажи великолепно подаются зрителю в медитативном стиле. Даже возникло то же впечатление, что в фильме "Апокалипсис сегодня", когда герой идёт к истокам войны, только здесь сыщик идёт к истокам убийства.
Все актёры точны и интересны, хотя в целом якутские образы более меланхоличны, чем темпераментны.
Есть небольшие претензии к сценаристам и режиссёру. В середине фильма зритель может легко запутаться в ассоциациях и диалогах и даже потерять нить повествования. Не всегда понятна фактическая сторона расследования. Для детектива или триллера это весьма важно. Некоторые сцены выглядят оборванными.
Непонятно, почему в сцене преследовании первого кандидата в убийцы оперативник отлетает после выстрела из ружья, но оказывается потом живым.
Очень неубедительно выглядит сцена, где сыщик и его друг участковый спокойно разговаривают с подозреваемым, который держит в руках ружьё и явно врёт. Любой мент сначала разоружит человека, обыщет его, а уж потом будет с ним разговоры разговаривать, особенно, если подозревает его в убийстве.
Но сценаристы себя реабилитируют диалогами с весьма неплохим юмором.
Для индустрии якутского кино данный фильм может стать хорошим стартом жанрового кино.
Премьера 3 ноября 2016 года.