Игорь Манцов
Женитьба
Обсуждая «Отряд самоубийц», кинокритик Алексей Коленский несколько раз повторяет формулу «Мир лежит во зле». Изначально формула относилась к «внутреннему миру», но потом зачем-то распространилась через охочих до власти религиозных фанатиков на мир внешний, на социум. И… превратилась в опаснейшую из мантр.
Ибо мир внешний ни хорош, ни плох, а лежит себе полёживает на трёх, как говорится, китах (версия: черепахах). Но главное: про внешний мир американцы кино не делают, он у них надёжный. Делают только про внутренний.
Вот и «Отряд самоубийц» про внутреннее. Снова матримониальная тематика. «Жениться или не жениться» - базовая, краеугольная, а где-то даже и единственная общечеловеческая тематика. Не хотел более её касаться, но вот знакомая случайно затащила на упомянутую киношку, придётся некоторые вещи проговорить. Ибо, хотя кино в целом мне не интересное, мне не нужное, однако, как и всегда у америкашек, про главное. Главным периодически необходимо заниматься.
Протагонист – влюблённый спецназовец. Это типовая Персона, героический рыцарь без страха и упрёка. А рыцарю положено жениться, так.
Джокер тоже активно влюблён. В экстравагантную блондинку. Джокер, получается, двойник спецназовца, его Тень.
Я не силён в расстановке комикс-персонажей по плоскости комикс-вселенной. Но это и не нужно, на самом деле, для того, чтобы адекватно считывать/анализировать материал. Американцы ведь работают как? Откудова растёт вся ихняя экзотическая образность? «Когда б вы знали, из какого сора».
Ну, например. Роман всех романов, один из наиболее прорывных текстов минувшего столетия, «Марсианские хроники» Рея Брэдбери, есть реакция автора на собственный бешеный восторг от другого этапного заокеанского текста, «Уайнсбург. Огайо» от Шервуда Андерсона. Брэдбери восхитился и захотел поселить кучу своих родных/знакомых в какое-нибудь оригинальное местечко. Американская провинция уже освоена Андерсоном, но Марсианская провинция – не освоена. Только и всего.
А откуда взялась вещь Андерсона? Из двух загадочных, двух невероятных поэм Эдгара Ли-Мастерса про кладбище. Из десятков придуманных им эпитафий. Местечко, где персонажи были захоронены, кажется, называлось Спун-Ривер.
Итак, началось с ушедших американских провинциалов, а вырулило на грядущих марсиан и землян-колонистов. То есть масскультовый антураж – прикольный, суть же общечеловеческая, традиционная. «Родились, мечтали и питали иллюзии; работали и совокуплялись, умерли, похоронены», ничего сверхъестественного.
То есть и про комикс-персонажей не следует ничего такого особенного придумывать: люди как люди.
Возвращаемся, однако, к материалу отчётной кинокартины. У спецназовца (традиционный «добрый молодец», «солдатик») – проблемная девушка. У Джокера – девушка, скажем так, гораздо более влюблённая, более надёжная. Обычная бинарная оппозиция. Если тут минус, то там плюс.
Сам солдатик серьёзный и предсказуемый, тогда его Тень несерьёзная и карнавальная.
Но почему у невесты доброго молодца проблемы? Просто она решила заглянуть с свою глубь. Археолог она в том смысле, что решилась на спуск в свою внутреннюю пещерку. У тебя, читатель, были такие девушки?!
Почти у всех на том или ином этапе были такие девушки. Лучше бы их не было, но мы поздно взрослеем, трудно дорастаем до понимания.
Итак, невеста спускается во внутреннюю пещерку и… находит там Ведьму.
Свою внутреннюю Ведьму.
Ну, в этом ничего удивительного, коллизия универсальная. Ещё Гоголь недоброжелательно замечал: «Всякая баба на киевском базаре ведьма». Вот именно. Всякая. Что поделаешь. За удовольствия ими попользоваться приходится платить знакомством с инфернальными составляющими мироздания.
Смысл монашества, полагаю, едва ли не в первую очередь в том, чтобы знакомства этого избежать. Трусовато, конечно, но осмотрительно и надёжно.
Не важно, что сначала героиня спустилась в пещерку, лишь потом познакомилась со спецназовцем. В подобных сюжетах время нелинейно.
Что дальше? Дальше вот что.
Нам дают внутренний процесс солдатика: перебор всевозможных семейных и околосемейных коллизий. Потому что он же ощутил ведьминскую кошмарную силу, и вот уже прокручивает перспективные варианты. Положим, Уилл Смит играет снайпера, который страстно влюблён в свою малолетнюю дочку. Жена, тоже, наверняка, ведьма, отвалилась, но дочка доставляет массу удовольствия.
«Уси-муси-пуси! Такая красивенькая/умненькая, и вся моя, плоть от плоти!»
Этот вариант симпатичный. Для некоторых. Таким образом солдатик себя утешает. Дескать, ведьму всегда можно будет сплавить, но деточка - этот бонус, этот биологический приз - останется навсегда, искупит страдания.
Кстати, снова вспоминается Гоголь. Эпизод из «Женитьбы», где Кочкарёв расписывает Подколесину, как маленькие шельмы с лицами один в один подколесинскими станут крутиться под ногами, радуя добросердечного папашу, их породившего.
Ещё есть, например, человек-крокодил, который живёт в канализации. Что он обозначает? Через его физиологическую непривлекательность даётся следующий мотив: а может лучше вообще без баб? Разве, если они не станут тебя касаться, жизнь вовсе потеряет Смысл?!
Да ничего подобного, не потеряет. Человек-крокодил нормально себя ощущает, любит смотреть эротику по телевизору, может, при этом чего-нибудь у себя трогает, может, нет. Жизнь без женщин и детей, короче, возможна – утешает себя солдатик в очередном своём внутреннем сценарии.
И так далее.
Пресловутый отряд самоубийц это, таким образом, матримониальные модели, варианты супружеских или вне-супружеских отношений.
Темнокожая женщина-куратор «от государства» это вынесенная вовне воля персонажа к решению гендерной проблемы любою ценой. Неслучайно она, хотя формально и женщина, но на деле никакая не женщина. Именно «воля». Немножечко «родина-мать», которой всегда нужны мужички-оплодотворители, бабы-рожалки, да детки – работнички с солдатиками. Больше ей, в сущности, ничего не нужно. Много пафоса, мало идей.
Темнокожая тётя непосредственно контролирует «женское сердце», оно же «сердце ведьмы».
Или, если угодно, «сердце тьмы».
Является гарантом того, что никакой женщине не удастся избежать матримониального выбора. Олицетворяет архаическую дебильную точку зрения, дескать, у любой бабы нет выбора, нет варианта, кроме как замуж/рожать. Убьёт кого угодно, да лишь бы, хе-хе, закон предков возобладал.
Это остроумный ход: сам самец колеблется, прокручивает возможные варианты, рефлексирует. А темнокожая тётя-мотя не парится: «Есть такое слово «надо». Родине нужны солдаты».
Пара слов про Джокера и про его экстравагантную подружку. Зачем они? Мысль вот какая. Если ты «хороший парень», твоя баба-ведьма тебя уест или от тебя сбежит. Но если ты «плохой парень», она привяжется намертво. При этом будет стараться без остановки транслировать обаяние и секс.
Да, и ещё станет вечно ходить в блестящих трусах, натянутых прямо на хорошее тело. Не надоедая. Плотоядно подмигивая и облизываясь. Не уверен, что всем и всегда это нужно, однако, это как минимум интересно.
Здесь сарказм в адрес «хорошего парня», добропорядочного обывателя, который влюбился и… держится за это своё «чувство», держится.
Наконец, ведьма как таковая. Едва возникает перспектива брака и сопутствующей формальной «связи насмерть», женщина сатанеет и – материализует некоего сверх-мощного волшебного помощника, которого для простоты тут называют «братом».
«В чём сила, брат?!» - «В свободе, сестра».
Этот волшебный помощник помогает женщине вернуть захваченное социальными властями и традицией «сердце». Правда, ненадолго. Социум победил, вытеснил ведьму в бессознательные подвалы и принудил воскресшую/вернувшуюся хорошую девочку к «браку и согласию». Конечно, ненадолго. Она ему ещё покажет!
Сестра, сделай дураку, чего он заслуживает.
По правде говоря, кино точное, ювелирно исполненное. Просто такого мы видели у американцев, да и у некоторых европейцев много. Зачастую, несколько лучшего качества в смысле уровня придумки. Смешнее, наконец. Но и эта вещица – неплохая. Если, конечно, смотреть/разбираться по существу. Наплюйте на «комикс-эстетику», следите за общечеловеческим.
«Мир лежит во зле», соглашаюсь. И «зло» это - Традиция.
Не такое уж, наверное, «зло» для свободного человека. Но мир в ней действительно лежит. Корчится, умирает, возрождается.
Наша индивидуальная человеческая задача – опознавая массовидную хрень, ей не поддаваться. Как Джокер, как Ведьма.
Зато спецназовца не жалко. Мышцы накачал, но не повзрослел.
Женитьба
Обсуждая «Отряд самоубийц», кинокритик Алексей Коленский несколько раз повторяет формулу «Мир лежит во зле». Изначально формула относилась к «внутреннему миру», но потом зачем-то распространилась через охочих до власти религиозных фанатиков на мир внешний, на социум. И… превратилась в опаснейшую из мантр.
Ибо мир внешний ни хорош, ни плох, а лежит себе полёживает на трёх, как говорится, китах (версия: черепахах). Но главное: про внешний мир американцы кино не делают, он у них надёжный. Делают только про внутренний.
Вот и «Отряд самоубийц» про внутреннее. Снова матримониальная тематика. «Жениться или не жениться» - базовая, краеугольная, а где-то даже и единственная общечеловеческая тематика. Не хотел более её касаться, но вот знакомая случайно затащила на упомянутую киношку, придётся некоторые вещи проговорить. Ибо, хотя кино в целом мне не интересное, мне не нужное, однако, как и всегда у америкашек, про главное. Главным периодически необходимо заниматься.
Протагонист – влюблённый спецназовец. Это типовая Персона, героический рыцарь без страха и упрёка. А рыцарю положено жениться, так.
Джокер тоже активно влюблён. В экстравагантную блондинку. Джокер, получается, двойник спецназовца, его Тень.
Я не силён в расстановке комикс-персонажей по плоскости комикс-вселенной. Но это и не нужно, на самом деле, для того, чтобы адекватно считывать/анализировать материал. Американцы ведь работают как? Откудова растёт вся ихняя экзотическая образность? «Когда б вы знали, из какого сора».
Ну, например. Роман всех романов, один из наиболее прорывных текстов минувшего столетия, «Марсианские хроники» Рея Брэдбери, есть реакция автора на собственный бешеный восторг от другого этапного заокеанского текста, «Уайнсбург. Огайо» от Шервуда Андерсона. Брэдбери восхитился и захотел поселить кучу своих родных/знакомых в какое-нибудь оригинальное местечко. Американская провинция уже освоена Андерсоном, но Марсианская провинция – не освоена. Только и всего.
А откуда взялась вещь Андерсона? Из двух загадочных, двух невероятных поэм Эдгара Ли-Мастерса про кладбище. Из десятков придуманных им эпитафий. Местечко, где персонажи были захоронены, кажется, называлось Спун-Ривер.
Итак, началось с ушедших американских провинциалов, а вырулило на грядущих марсиан и землян-колонистов. То есть масскультовый антураж – прикольный, суть же общечеловеческая, традиционная. «Родились, мечтали и питали иллюзии; работали и совокуплялись, умерли, похоронены», ничего сверхъестественного.
То есть и про комикс-персонажей не следует ничего такого особенного придумывать: люди как люди.
Возвращаемся, однако, к материалу отчётной кинокартины. У спецназовца (традиционный «добрый молодец», «солдатик») – проблемная девушка. У Джокера – девушка, скажем так, гораздо более влюблённая, более надёжная. Обычная бинарная оппозиция. Если тут минус, то там плюс.
Сам солдатик серьёзный и предсказуемый, тогда его Тень несерьёзная и карнавальная.
Но почему у невесты доброго молодца проблемы? Просто она решила заглянуть с свою глубь. Археолог она в том смысле, что решилась на спуск в свою внутреннюю пещерку. У тебя, читатель, были такие девушки?!
Почти у всех на том или ином этапе были такие девушки. Лучше бы их не было, но мы поздно взрослеем, трудно дорастаем до понимания.
Итак, невеста спускается во внутреннюю пещерку и… находит там Ведьму.
Свою внутреннюю Ведьму.
Ну, в этом ничего удивительного, коллизия универсальная. Ещё Гоголь недоброжелательно замечал: «Всякая баба на киевском базаре ведьма». Вот именно. Всякая. Что поделаешь. За удовольствия ими попользоваться приходится платить знакомством с инфернальными составляющими мироздания.
Смысл монашества, полагаю, едва ли не в первую очередь в том, чтобы знакомства этого избежать. Трусовато, конечно, но осмотрительно и надёжно.
Не важно, что сначала героиня спустилась в пещерку, лишь потом познакомилась со спецназовцем. В подобных сюжетах время нелинейно.
Что дальше? Дальше вот что.
Нам дают внутренний процесс солдатика: перебор всевозможных семейных и околосемейных коллизий. Потому что он же ощутил ведьминскую кошмарную силу, и вот уже прокручивает перспективные варианты. Положим, Уилл Смит играет снайпера, который страстно влюблён в свою малолетнюю дочку. Жена, тоже, наверняка, ведьма, отвалилась, но дочка доставляет массу удовольствия.
«Уси-муси-пуси! Такая красивенькая/умненькая, и вся моя, плоть от плоти!»
Этот вариант симпатичный. Для некоторых. Таким образом солдатик себя утешает. Дескать, ведьму всегда можно будет сплавить, но деточка - этот бонус, этот биологический приз - останется навсегда, искупит страдания.
Кстати, снова вспоминается Гоголь. Эпизод из «Женитьбы», где Кочкарёв расписывает Подколесину, как маленькие шельмы с лицами один в один подколесинскими станут крутиться под ногами, радуя добросердечного папашу, их породившего.
Ещё есть, например, человек-крокодил, который живёт в канализации. Что он обозначает? Через его физиологическую непривлекательность даётся следующий мотив: а может лучше вообще без баб? Разве, если они не станут тебя касаться, жизнь вовсе потеряет Смысл?!
Да ничего подобного, не потеряет. Человек-крокодил нормально себя ощущает, любит смотреть эротику по телевизору, может, при этом чего-нибудь у себя трогает, может, нет. Жизнь без женщин и детей, короче, возможна – утешает себя солдатик в очередном своём внутреннем сценарии.
И так далее.
Пресловутый отряд самоубийц это, таким образом, матримониальные модели, варианты супружеских или вне-супружеских отношений.
Темнокожая женщина-куратор «от государства» это вынесенная вовне воля персонажа к решению гендерной проблемы любою ценой. Неслучайно она, хотя формально и женщина, но на деле никакая не женщина. Именно «воля». Немножечко «родина-мать», которой всегда нужны мужички-оплодотворители, бабы-рожалки, да детки – работнички с солдатиками. Больше ей, в сущности, ничего не нужно. Много пафоса, мало идей.
Темнокожая тётя непосредственно контролирует «женское сердце», оно же «сердце ведьмы».
Или, если угодно, «сердце тьмы».
Является гарантом того, что никакой женщине не удастся избежать матримониального выбора. Олицетворяет архаическую дебильную точку зрения, дескать, у любой бабы нет выбора, нет варианта, кроме как замуж/рожать. Убьёт кого угодно, да лишь бы, хе-хе, закон предков возобладал.
Это остроумный ход: сам самец колеблется, прокручивает возможные варианты, рефлексирует. А темнокожая тётя-мотя не парится: «Есть такое слово «надо». Родине нужны солдаты».
Пара слов про Джокера и про его экстравагантную подружку. Зачем они? Мысль вот какая. Если ты «хороший парень», твоя баба-ведьма тебя уест или от тебя сбежит. Но если ты «плохой парень», она привяжется намертво. При этом будет стараться без остановки транслировать обаяние и секс.
Да, и ещё станет вечно ходить в блестящих трусах, натянутых прямо на хорошее тело. Не надоедая. Плотоядно подмигивая и облизываясь. Не уверен, что всем и всегда это нужно, однако, это как минимум интересно.
Здесь сарказм в адрес «хорошего парня», добропорядочного обывателя, который влюбился и… держится за это своё «чувство», держится.
Наконец, ведьма как таковая. Едва возникает перспектива брака и сопутствующей формальной «связи насмерть», женщина сатанеет и – материализует некоего сверх-мощного волшебного помощника, которого для простоты тут называют «братом».
«В чём сила, брат?!» - «В свободе, сестра».
Этот волшебный помощник помогает женщине вернуть захваченное социальными властями и традицией «сердце». Правда, ненадолго. Социум победил, вытеснил ведьму в бессознательные подвалы и принудил воскресшую/вернувшуюся хорошую девочку к «браку и согласию». Конечно, ненадолго. Она ему ещё покажет!
Сестра, сделай дураку, чего он заслуживает.
По правде говоря, кино точное, ювелирно исполненное. Просто такого мы видели у американцев, да и у некоторых европейцев много. Зачастую, несколько лучшего качества в смысле уровня придумки. Смешнее, наконец. Но и эта вещица – неплохая. Если, конечно, смотреть/разбираться по существу. Наплюйте на «комикс-эстетику», следите за общечеловеческим.
«Мир лежит во зле», соглашаюсь. И «зло» это - Традиция.
Не такое уж, наверное, «зло» для свободного человека. Но мир в ней действительно лежит. Корчится, умирает, возрождается.
Наша индивидуальная человеческая задача – опознавая массовидную хрень, ей не поддаваться. Как Джокер, как Ведьма.
Зато спецназовца не жалко. Мышцы накачал, но не повзрослел.