Кажется нашёлся источник пафоса в песне Перестройки и отказа от боевой платформы Британии СССР в пользу сырьевой колонии РФ.
Песня Скорпионс изрядно выела мне мозг в своё время.
Но у неё была и отечественная предшественница, в сказочной форме, но с отчётливой британской атрибуцией.
Мисс Мэри Поппинс и улетающая советская держава.
Итак, откуда взялся термин "ветер перемен"?
Оригинал взят у в "Ветер перемен" в Кейптауне
Но если британский аристократ сказал "ветер перемен", то никуда не денешься. Перемены будут, ждите!
Песня Скорпионс изрядно выела мне мозг в своё время.
Но у неё была и отечественная предшественница, в сказочной форме, но с отчётливой британской атрибуцией.
Мисс Мэри Поппинс и улетающая советская держава.
Итак, откуда взялся термин "ветер перемен"?
Оригинал взят у
Одна из важнейших речей в истории Британии ХХ века была произнесена премьер-министром Макмилланом в начале 1960 года, представляя собой формальное заявление Британии о завершении колониального этапа своей истории.
К концу 50-х годов конец колониальной системы на просторах Африки и Азии становился очевидным. Вопрос стоял только в том, как уходить – по-хорошему, с сохранением каких-то рычагов влияния (наиболее эффективно это удалось Франции в государствах субсахарской Африки) или…
Колониализм в глазах широкой публики превратился во всеобщий жупел. В самой Британии движение за освобождение колоний, возглавляемое левыми лейбористами Феннером Броквеем, Энтони Вудом и Барбарой Кастл, насчитывало около трёх миллионов членов.
Выборы в октябре 1959 года привели в палату общин молодых консерваторов, также разделявших антиколониальные идеи.
Наибольшее недовольство в стране вызывал режим апартеида на юге Африки.
В январе 1960 года городские власти Ливерпуля первыми из городов Британии запретили торговлю любыми товарами из ЮАС. Британцы стремительно отказывались от апельсинов "Оутспэйн" или сигарет "Крэйвен-Эй", к которым привыкли поколения жителей Альбиона. Британия не раз публично критиковала власти ЮАС за политику апартеида. В Южно-Африканском союзе (ЮАС) в ответ нарастало недовольство британцами, как раз в самом начале 1960-го года премьер-министр ЮАС Хендрик Фервуд впервые поднял вопрос о проведении референдума с целью провозглашения республики.
В такой обстановке и прозвучала речь премьер-министра Гарольда Макмиллана, вошедшая в историю под названием "Ветер перемен". Сама идея подобной речи родилась в ноябре 1959 года, когда Макмиллан принимал в Шотландии президента Гвинеи Секу Туре. Близко сошедшиеся на почве сильнейшей нелюбви к де Голлю, два лидера вечерами у камина, после охоты на тетеревов, много рассуждали о ситуации в Африке. Вскоре после этого Макмиллан отправился в месячное турне по Африке, первым из всех британских премьер-министров. Визит он начинал в столице Ганы Аккры, где впервые и сказал 10 января про "ветер перемен", дующий над Африкой:
"Ветер перемен дует над этим континентом. Нравится нам или нет, но здешний рост национального самосознания является непреложным фактом". Но в тот раз журналисты на эту фразу особого внимания не обратили.
Завершался визит Макмиллана в ЮАС, где 3 февраля 1960 года ему предстояло выступить на торжественном заседании парламента в Кейптауне, посвящённом полувековому юбилею создания ЮАС.
До самого выступления речь Макмиллана держалась в тайне, с ней не были ознакомлены члены британского правительства. На прямую просьбу Фервуда дать ему почитать речь, Макмиллан ответил отказом, сказав только, что намерен прямо сказать о проблемах во взаимоотношениях Британии и ЮАС. Речь Макмиллан показал только британскому верховному комиссару в ЮАС Джону Моду.
Своё выступление Макмиллан начал с поздравлений и слов восхищения прогрессом, достигнутом в ЮАС за полвека существования. Много говорил о важности исторических связей между Британией и Южной Африкой.
Далее он перешёл к "ветру перемен". "Мы видим пробуждение национального самосознания народов, что веками жили под властью иных сил". Новые национальные государства в последние полтора десятилетия родились в Азии, сегодня это же происходит в Африке. "Ветер перемен дует по всему континенту и, нравится нам или нет, данный рост политического самосознания является объективным фактом. Мы должны принять этот факт как должное и учитывать в нашей политике". Цель властей Южной Африки, сказал Макмиллан, "создать общество, которое уважает права всех своих граждан, общество, в котором единственным критерием для преуспевания, будь то политического или экономического, являются только личные заслуги конкретного гражданина".
Назвав южноафриканцев "первыми африканскими националистами", которые лучше всех должны понимать происходящее, Макмиллан сказал, что им необходимо прийти к соглашению с африканским национализмом.
"Я искренне полагаю, что если мы не сможем сделать этого, то поставим под угрозу хрупкое равновесие между Востоком и Западом, от которого зависит мир во всём мире". Идёт противостояние Запада и Востока, свободного мира и коммунистическим лагерем. И судьба этого противостояния зависит от того, на чью сторону встанут освободившиеся народы Азии и Африки. "Идёт сражение, и это сражение за людские умы".
Сам Макмиллан заметно нервничал при произнесении речи, когда он закончил говорить, то только меньшинство депутатов позволило себе немного вежливо похлопать. Большинство молчало.
Фервуд был явно изумлён, но немедленно взял слово, чтобы дать ответ лондонскому гостю. Он поблагодарил Макмиллана за речь, но заявил, что не может с ним согласиться.
"…Африке нужна справедливость для всех, не только для чернокожих жителей Африки, но и для белых жителей Африки. Мы называем себя европейцами, но на самом деле являемся белокожими африканцами. Мы и наши предки не только в Союзе, но и в других частях Африки, принесли сюда цивилизацию, которая только и сделала возможным современный национализм чёрных… И белый человек, пришедший в Африку… остаётся здесь. И особенно это касается южной части Африки, это наша родина, нам некуда больше идти. Мы пришли в эти безлюдные земли и создали нашу страну на месте пустыни".
Что же до противостояния коммунизму, то белые южноафриканцы, истово верящие в Господа Нашего, являются самыми надёжными борцами против данной угрозы. Выступление Фервуда было встречено бурными аплодисментами.
К концу 50-х годов конец колониальной системы на просторах Африки и Азии становился очевидным. Вопрос стоял только в том, как уходить – по-хорошему, с сохранением каких-то рычагов влияния (наиболее эффективно это удалось Франции в государствах субсахарской Африки) или…
Колониализм в глазах широкой публики превратился во всеобщий жупел. В самой Британии движение за освобождение колоний, возглавляемое левыми лейбористами Феннером Броквеем, Энтони Вудом и Барбарой Кастл, насчитывало около трёх миллионов членов.
Выборы в октябре 1959 года привели в палату общин молодых консерваторов, также разделявших антиколониальные идеи.
Наибольшее недовольство в стране вызывал режим апартеида на юге Африки.
В январе 1960 года городские власти Ливерпуля первыми из городов Британии запретили торговлю любыми товарами из ЮАС. Британцы стремительно отказывались от апельсинов "Оутспэйн" или сигарет "Крэйвен-Эй", к которым привыкли поколения жителей Альбиона. Британия не раз публично критиковала власти ЮАС за политику апартеида. В Южно-Африканском союзе (ЮАС) в ответ нарастало недовольство британцами, как раз в самом начале 1960-го года премьер-министр ЮАС Хендрик Фервуд впервые поднял вопрос о проведении референдума с целью провозглашения республики.
В такой обстановке и прозвучала речь премьер-министра Гарольда Макмиллана, вошедшая в историю под названием "Ветер перемен". Сама идея подобной речи родилась в ноябре 1959 года, когда Макмиллан принимал в Шотландии президента Гвинеи Секу Туре. Близко сошедшиеся на почве сильнейшей нелюбви к де Голлю, два лидера вечерами у камина, после охоты на тетеревов, много рассуждали о ситуации в Африке. Вскоре после этого Макмиллан отправился в месячное турне по Африке, первым из всех британских премьер-министров. Визит он начинал в столице Ганы Аккры, где впервые и сказал 10 января про "ветер перемен", дующий над Африкой:
"Ветер перемен дует над этим континентом. Нравится нам или нет, но здешний рост национального самосознания является непреложным фактом". Но в тот раз журналисты на эту фразу особого внимания не обратили.
Завершался визит Макмиллана в ЮАС, где 3 февраля 1960 года ему предстояло выступить на торжественном заседании парламента в Кейптауне, посвящённом полувековому юбилею создания ЮАС.
До самого выступления речь Макмиллана держалась в тайне, с ней не были ознакомлены члены британского правительства. На прямую просьбу Фервуда дать ему почитать речь, Макмиллан ответил отказом, сказав только, что намерен прямо сказать о проблемах во взаимоотношениях Британии и ЮАС. Речь Макмиллан показал только британскому верховному комиссару в ЮАС Джону Моду.
Своё выступление Макмиллан начал с поздравлений и слов восхищения прогрессом, достигнутом в ЮАС за полвека существования. Много говорил о важности исторических связей между Британией и Южной Африкой.
Далее он перешёл к "ветру перемен". "Мы видим пробуждение национального самосознания народов, что веками жили под властью иных сил". Новые национальные государства в последние полтора десятилетия родились в Азии, сегодня это же происходит в Африке. "Ветер перемен дует по всему континенту и, нравится нам или нет, данный рост политического самосознания является объективным фактом. Мы должны принять этот факт как должное и учитывать в нашей политике". Цель властей Южной Африки, сказал Макмиллан, "создать общество, которое уважает права всех своих граждан, общество, в котором единственным критерием для преуспевания, будь то политического или экономического, являются только личные заслуги конкретного гражданина".
Назвав южноафриканцев "первыми африканскими националистами", которые лучше всех должны понимать происходящее, Макмиллан сказал, что им необходимо прийти к соглашению с африканским национализмом.
"Я искренне полагаю, что если мы не сможем сделать этого, то поставим под угрозу хрупкое равновесие между Востоком и Западом, от которого зависит мир во всём мире". Идёт противостояние Запада и Востока, свободного мира и коммунистическим лагерем. И судьба этого противостояния зависит от того, на чью сторону встанут освободившиеся народы Азии и Африки. "Идёт сражение, и это сражение за людские умы".
Сам Макмиллан заметно нервничал при произнесении речи, когда он закончил говорить, то только меньшинство депутатов позволило себе немного вежливо похлопать. Большинство молчало.
Фервуд был явно изумлён, но немедленно взял слово, чтобы дать ответ лондонскому гостю. Он поблагодарил Макмиллана за речь, но заявил, что не может с ним согласиться.
"…Африке нужна справедливость для всех, не только для чернокожих жителей Африки, но и для белых жителей Африки. Мы называем себя европейцами, но на самом деле являемся белокожими африканцами. Мы и наши предки не только в Союзе, но и в других частях Африки, принесли сюда цивилизацию, которая только и сделала возможным современный национализм чёрных… И белый человек, пришедший в Африку… остаётся здесь. И особенно это касается южной части Африки, это наша родина, нам некуда больше идти. Мы пришли в эти безлюдные земли и создали нашу страну на месте пустыни".
Что же до противостояния коммунизму, то белые южноафриканцы, истово верящие в Господа Нашего, являются самыми надёжными борцами против данной угрозы. Выступление Фервуда было встречено бурными аплодисментами.
Но если британский аристократ сказал "ветер перемен", то никуда не денешься. Перемены будут, ждите!