Оригинал взят у
ОТМА — сокращение, состоящее из первых букв имён, которое использовалось дочерьми Николая II и Александры Фёдоровны: Великими княжнами Ольгой (15 ноября 1895 — 17 июля 1918), Татьяной (10 июня 1897 — 17 июля 1918), Марией (26 июня 1899 — 17 июля 1918) и Анастасией (18 июня 1901 — 17 июля 1918). Пьер Жильяр писал, что этим сокращением девочки подписывали открытки своим родителям, родственникам и друзьям. Однако других доказательств этому нет. Известные нам письма княжны подписывали своими полными именами или прозвищами.
Далее о царевнах ОТМА отрывок из книги баронессы Софии Буксгевден - Венценосная мученица...
Великая княжна Ольга. Царское Село, 1914 г. На обороте фотографии надпись с рождественским поздравлением Великой Княгине Елизавете Маврикиевне: «Дорогая Тетя, Поздравляю Тебя Рождеством Христовым и крепко целую. 1914 г. Горячо благодарю за дорогую карточку».
"...Все девочки были очень привлекательны. Старшая, великая княжна Ольга Николаевна, была высокой и светловолосой, с ясными голубыми глазами, с немного коротковатым носом, который она сама называла «мой маленький обрубок», и чудесными зубами. У нее была на редкость изящная фигура; она прекрасно ездила верхом и танцевала. Ольга Николаевна была самой умной из всех сестер, а также самой музыкальной. Учителя говорили, что она «обладает абсолютным слухом». Она могла на память сыграть любое услышанное ею музыкальное произведение, транспонировала очень сложные отрывки и, аккомпанируя, легко читала с листа любой нотный текст. Ее игрой на фортепиано можно было заслушаться. К тому же она очень недурно пела меццо-сопрано. Она была не слишком усердна в практических занятиях, но когда на нее находило вдохновение, могла играть буквально часами.
Ольга Николаевна была очень честной – порой излишне прямолинейной, но всегда искренней. При желании она могла быть на редкость обаятельной и умела от души повеселиться. Во время обучения ее несчастным учителям пришлось испытать на себе все ее шутки и проказы. И даже когда она подросла, ей нередко приходила в голову та или иная забава.
Она было отзывчивой, и любое обращение к ней встречало немедленный отклик. «О, - говорила она, - люди должны помогать бедным так-то и как-то. И я должна делать это как-нибудь». Ее более практичная сестра Татьяна могла предложить какие-то конкретные меры, могла запомнить имена и детали и позднее вернуться к предмету обсуждения из обостренного чувства долга.
Ольга Николаевна была по-настоящему предана своему отцу. Ужас революции сказался на ней более сильно, чем на ком-либо другом из императорской семьи. Она полностью изменилась, и вся ее живость куда-то пропала.
Татьяна Николаевна была, на мой взгляд, самой привлекательной из всех сестер. Она была очень высокой – даже выше, чем императрица, но ее рост несколько скрадывался благодаря стройной и пропорциональной фигуре. Ее тонкие, правильные черты лица напоминали изображения ее прародительниц, отличавшихся редкой красотой. У нее были темные волосы, бледный цвет лица и широко расставленные светло-карие глаза, благодаря которым ее взгляд казался поэтически-мечтательным (что совершенно не соответствовало ее характеру). Характер Татьяны Николаевны являл собой смесь точности, аккуратности и упорства – с некоторой склонностью к возвышенным идеалам. Татьяна Николаевна была признанной любимицей обоих родителей. Она отличалась редким бескорыстием и всегда была готова отменить свои планы, чтобы пойти на прогулку с отцом, почитать матери или сделать что-то еще, что от нее требовалось. Именно Татьяна Николаевна всегда заботилась о своих младших сестрах и брате и старалась помочь придворным так распределить свои служебные обязанности, чтобы они не мешали устройству их личных дел. Она унаследовала от императрицы ее практический ум и любовь к детальному планированию. Именно она все устраивала и оформляла в так называемых «детских покоях». У нее был не такой сильный характер, как у Ольги Николаевны, и она всегда признавала безоговорочное лидерство своей старшей сестры. Однако Татьяна Николаевна никогда не впадала в мечтательность и быстро находилась в любой экстраординарной ситуации.
Когда был болен Алексей, Татьяна Николаевна нередко принимала на себя обязанности матери, выполняя все предписания врача и часами играя с больным мальчиком. Благодаря своему обостренному чувству долга она и в общественной жизни брала на себя гораздо больше, чем предписывали ей ее официальные обязанности. Подобно своим сестрам, она была весьма застенчивой, однако природное дружелюбие подталкивало ее говорить комплименты и теплые слова тем людям, с которыми она общалась. Она была лучше известна широкому кругу людей, чем ее старшая сестра, поскольку проявляла искреннюю заботу о тех, с кем ее сталкивала жизнь.
Татьяна Николаевна любила наряды. Любое платье, даже самое немодное, смотрелось на ней великолепно. Своим умением одеваться она вызывала искреннее восхищение, к которому была весьма неравнодушна. Она была очень общительна и охотно принимала бы у себя друзей, но никого из молодых девушек не приглашали во дворец. Императрица считала, что четыре сестры вполне могут найти немало занятий и развлечений в обществе друг друга. Девушки стали близкими подругами, когда переросли период детских споров и стычек. У двух старших была одна спальня на двоих, у двух младших – другая, тогда как гостиная и классные комнаты были общими. У маленького цесаревича были свои собственные апартаменты, в которых всем руководил господин Жильяр.
Цветом волос и чертами лица Мария Николаевна была похожа на Ольгу Николаевну, но младшая сестра казалась более яркой и живой. У нее была та же чарующая улыбка, та же форма лица, но ее прекрасные глаза – «Мариины блюдца», как их называли ее кузины – были глубокого синего цвета. Ее волосы славились свои золотистым оттенком; когда же в 1917 году их пришлось остричь после болезни, то, отрастая, они начали виться по всей голове. Мария Николаевна, единственная из всех сестер, имела несомненный талант к рисованию и делала весьма недурные наброски - и всегда левой рукой. «Машка», как называли ее сестры, была в полном подчинении у младшей сестры, Анастасии Николаевны, которую все называли не иначе как «швибз».
Вполне возможно, что Анастасия Николаевна со временем стала бы самой привлекательной из всех сестер. У нее были правильные и тонкие черты лица, светлые волосы, чудесные глаза, в глубине которых мелькали искорки смеха, и темные, почти сросшиеся на переносице брови. Все это делало младшую из великих княжон совершенно не похожей ни на одну из сестер. Внешностью она скорее пошла не по отцовской, а по материнской линии. Даже в семнадцать лет ее нельзя было назвать высокой, к тому же она отличалась некоторой полнотой, но это была полнота юности, которая с годами сошла бы на нет – как это и произошло с ее сестрой Марией.
Анастасия Николаевна была автором большинства детских шалостей, и она была столь же остроумной и находчивой в жизни, сколь и ленивой в своих занятиях. Ее всегда отличали живость и наблюдательность, а также превосходное чувство юмора. И она была единственной из сестер, кто никогда не испытывал и тени робости и замешательства. Еще будучи ребенком, она развлекала своих соседей по столу – пожилых, серьезных мужчин – забавными репликами…"
Баронесса София Буксгевден - Венценосная мученица.